Новости Вологодской митрополии

13 Апреля 2014

110 лет назад, 31 марта/13 апреля 1904 года, погиб замечательный русский художник, уроженец Череповца Василий Васильевич Верещагин. К этой дате большую статью Станислава Минакова о художнике опубликовал портал «Православие.Ru». Знакомим наших читателей с выдержками из этой интересной работы. Желающие прочесть её полностью могут найти статью по адресу:  http://www.pravoslavie.ru/jurnal/69877.htm

WEB_Побеждённые.-Панихида.-1877-1878 WEB_Паперть-сельской-церкви.-В-ожидании-исповеди WEB_Внутренний-вид-церкви-Иоанна-Богослова-на-Ишне-близ-Ростова-Ярославского.-1888
WEB_Василий-Васильевич-Верещагин- WEB_Шипка-Шейново.-Скобелев-под-Шипкой.

Художник погиб во время Русско-Японской войны при подрыве на мине эскадренного броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура, находясь на котором Верещагин занимался набросками для картин. «Петропавловск». Историки рассказывают, что шлюпки, спущенные с русских кораблей, сразу бросились подбирать плававших в воде людей. Удалось спасти 80 человек.  Поиски командующего флотом вице-адмирала С. О. Макарова результатов не принесли; он погиб вместе с 10 штабными офицерами, 17 или 18 корабельными офицерами, 620 или 652 матросами (данные о числе погибших в разных источниках отличаются). В этом трагическом, но и героически-мученическом ряду наравне с русскими воинами и пребывает живописец Василий Верещагин, всей своей творческой судьбой связанный с русской армией и флотом, которые, по меткому слову императора Александра III, являются единственными союзниками России.

Верещагин создал в своих произведениях образ солдата — героя и мученика. Его воображение было взволновано не столько эпизодами «великих» сражений, сколько кровопролитием, нищетой и страданием, приносимыми войной. Удивительно, но даже в массовых сценах сражений поэтика Верещагина открывает миру личные, конкретные судьбы русских солдат. Для Верещагина это не безликая масса, не «пушечное мясо», а православные касатики, «солдатушки-ребятушки», отдающие жизнь за веру, царя и Отечество, добровольно приносящие свои жизни в жертву «за други своя».

* * *

Справочники сообщают нам, что Василий Васильевич Верещагин родился в городе Череповце Новгородской губернии в семье помещика. У него было три брата. Младшие — Сергей и Александр, стали профессиональными военными. Старший брат, Николай — общественный деятель, просветитель, сельский хозяин-практик. Известен как «отец вологодского масла» (которое при жизни Верещагина именовалось «Парижским»).

Василий закончил морской кадетский корпус, но, прослужив около месяца, он вышел в отставку и поступил в петербургскую Академию художеств, где учился с 1860 по 1863 год. Оставив Академию, уехал на Кавказ, где около года пробыл на Кавказе, затем учился и работал в Парижской академии. Весной 1866 года вернулся на родину, завершив обучение.

Художник много путешествовал, он участвовал в русско-турецкой войне.

Вместе с отрядом прославленного генерала М. Д. Скобелева Верещагин совершил переход через Балканы и участвовал в решающем бою на Шипке у деревни Шейново.

В 1891 году Верещагин поселился в Москве, в городе, в ту пору несомненно более русском, чем столичный проевропейский Санкт-Петербург. Примечательно, что художник построил по собственному проекту на окраине Москвы в Нижних Котлах дом-мастерскую в виде русской избы. Тогда и начался исконно-русский период в творчестве выдающегося мастера, о котором великий живописец И. Н. Крамской после первого знакомства с его произведениями отозвался так: «Верещагин не просто только художник, а нечто большее». В жизни Верещагина начался период возвращения души к истокам. Теперь он черпал вдохновение и творческие силы в величии и суровой красоте русского Севера. В начале 1890-х Верещагин побывал в родных местах на Вологодчине. А летом 1894 года проплыл с семьей на барке по Северной Двине в Белое море, к Соловкам.

Во время путешествия по Северной Двине Верещагин открывает для себя крестьянское искусство и русское деревянное зодчество, в которых находит глубокую самобытность. Так появляется серия этюдов, изображающих деревянные церкви Севера.

Персональных выставок у Верещагина состоялось более шестидесяти — в разных странах мира. Недаром А. Бенуа в своих «Воспоминаниях» называл Верещагина многие годы «самым… популярным во всем русском искусстве лицом — не только в России, но во всем мире, заставившим волноваться и горячиться до одурения не только Петербург и Москву, но и Берлин, Париж, Лондон и Америку» В 1901 году В. В. Верещагин был выдвинут на соискание первой Нобелевской премии мира. Это было несомненное признание его заслуг как художника перед мировым сообществом.

* * *

К картине Верещагина 1877 года «Побежденные. Панихида», воспроизводящей конкретный эпизод под Телишем, которому Верещагин был свидетелем, на выставках 1880-1883 годов был оставлен такой отзыв: «Нет в его картинах ни победно шумящих знамен, ни сверкающих штыков, ни блестящих эскадронов, несущихся на пылающие огнем батареи, не видно торжественных шествий, поднесения трофеев, ключей и пр. Вся та парадная, увлекательная обстановка, которую человечество измыслило для прикрытия пагубнейшего из своих деяний, чужда кисти г. Верещагина; перед вами голая действительность». Это действительно одно из самых впечатляющих полотен художника, процитированное кинорежиссером Н. Михалковым в изобразительном ряду фильма «Утомленные солнцем. Цитадель» — в эпизоде обороны Москвы 1941-го года. Мы видим, что благодаря перетеканию полутонов неба, земли и снега, павшие словно врастают в земную плоть. Один из европейских критиков заметил, что в этой картине «есть что-то, уподобляющееся видению Иезекииля».

Воистину, надо очень любить жизнь, чтобы изображать смерть так, как делал это художник, воин и православный человек Василий Верещагин.

Станислав Минаков

 Православие.Ru / Интернет-журнал