Новости Вологодской митрополии

Митрополит Савва: «Миссия есть и у Церкви, и у прессы»

1 Ноября 2020
Митрополит Савва: «Миссия есть и у Церкви, и у прессы»

Митрополит Савва дал свою первую пресс-конференцию после назначения его на Вологодскую кафедру.

Нужно ли продолжать строить на Вологодчине новые храмы, какая миссия у современной Церкви, должны ли священники быть публичными персонами, для чего епископу Инстаграм... Митрополит Вологодский и Кирилловский Савва ответил на вопросы журналистов региона в пресс-центре Вологодского областного информационного центра.

Все основано на добродетели

- Хотел бы сначала предложить вологодским журналистам вместе подумать над таким вопросом: кого мы забыли в этой жизни? Скажу откровенно: забыли мы Бога. Вся наша жизнь, к сожалению, изо дня в день проходит в некоей суете, и вспоминаем мы о Боге разве что, когда нам очень плохо. Вот тогда мы, может быть, скажем: «Господи, помилуй!», попросим у Него излечения от болезни, помощи в сложной ситуации… Но как только мы получаем желанный результат, не думаем, что надо, наверное, поблагодарить Бога.

Когда мы забываем о благодарности, то совершаем, будем так говорить, непрагматичный проступок - в кавычках, конечно: в духовной жизни не может быть никакой прагматики. Дело в том, что благодарность - это всегда протянутая за новой милостью рука. Конечно, добрые слова важны не только в общении с Богом. Когда мы общаемся друг с другом, доброжелательность делает наши отношения глубже, они перестают быть только внешними, мы приближаем свою душу к душе другого человека - нашего ближнего.

Помнить Бога - это значит любить Его и ближних своих. Как говорится в Священном Писании, на этой добродетели основано все: весь закон, все Писание, да и вся наша с вами жизнь.

Приехав на Вологодскую землю, я каждый день, не побоюсь высоких слов, утверждаюсь в вере в истинного Бога. Этому помогают люди, которые окружают меня: и священно¬служители, и благочестивые миряне. Хотел бы призвать к тому, чтобы мы с вами не забывали: Богу надо отдать Божие, а кесарю - кесарево. Поэтому хотел бы призвать всех соблюдать за богослужением санитарные нормы, особые режимы, которые накладывают на нас светские власти. Я не считаю, что это какое-то нарушение отношения к Богу, как полагают некоторые. Считать, что маска удаляет от Бога, - позиция, странная для меня. По-моему, все наоборот. Мы ведь используем санитарные средства, соблюдаем социальную дистанцию, чтобы оградить ближнего от возможности заразиться опасной болезнью. Я считаю, что это проявление любви к ближним нашим.

О реставрации храмов

- Безусловно, кафедральный собор, главный храм области, должен быть отреставрирован. Но ведь в нашем городе немало храмов, которые остро нуждаются в ремонте. Насколько это актуальный вопрос для Церкви?

- Мне есть с чем сравнить наши вологодские храмы. Полагаю, что местные жители заботились о них, и большинство церквей - в более-менее нормальном состоянии. Хотя, как Вы верно заметили, есть и руинированные, и аварийные церкви. То, что проблема реставрации актуальна для Церкви, - это правда. Мне вместе с тем кажется: решить ее сложно без определенного участия общественности. Поэтому я хотел бы призвать к этому богоугодному делу всех неравнодушных.

Может быть, федеральная власть нам поможет, у нас много памятников федерального значения.

Есть у нас священники, которые, не так давно приняв руинированные храмы, уже сумели привести их в должный вид. И вы знаете этих священников, сами рассказывали о них в СМИ. Один из них - отец Николай Булеков, настоятель комплекса Димитриевских храмов на Наволоке. В одном из храмов отца Николая сохранился древний иконостас, он меня очень впечатлил! Отреставрировать его в былом величии - это было бы замечательно! И на Вологодчине не один, конечно, такой попечительный священник.

О шаговой доступности церквей

- В центре города сосредоточено много храмов, в то же время есть новые районы, где их попросту нет. Должна Церковь думать о шаговой доступности храмов, чтобы человек мог посетить богослужение неподалеку от дома?

- Посмотрите на исторический центр Вологды - им был весь город. Вы видите, что один храм находился неподалеку от другого: церкви были практически в каждом квартале.

В то время люди считали, что храм должен быть в шаговой доступности; полагаю, что и в наше время это требование остается насущным. Одно другому не мешает. Реставрация - это отдельное направление, и оно гораздо сложнее, чем строительство новых объектов. Строить мы должны - если не будем этого делать, то какое культурное наследие передадим в будущее? Сейчас во всем присутствует эклектика: то мы копируем XVIII-XIX века, то можем взять за образец храм Покрова на Нерли XVI века… Люди заняты в основном повторением былого, но я считаю, что нужно вырабатывать свой архитектурный стиль нашего времени, и это может стать одной из задач при решении проблемы обеспечения храмов в шаговой доступности.

О церковной истории

- Уважаемый владыка, Вы - доктор церковной истории. Продолжаете ли научные исследования? Есть ли планы, связанные с вологодскими памятниками, с Вологодской землей?

- Здешний край богат на историю, и мне хотелось бы внести определенную лепту в его изучение, тем более что Вологодская земля мне близка: по соседству, в Ярославском регионе, я начинал свое церковное служение. Надеюсь, Божией милостию я здесь найду тот объект, о котором было мало что написано, может быть, и с вашей рекомендацией. Перечитываю сейчас книгу «История храмов и монастырей Вологды» и удивляюсь, какую богатую историю имеет здесь каждый храм.

О нравственной миссии

- Когда назначают нового руководителя в любой сфере, всегда ставят перед ним какие-то определенные задачи. Какие задачи Вам поставили при назначении в Вологодскую епархию? Или у вас все по-другому в Церкви?

- В Церкви по-другому все. Задача одна - прийти нам всем к Богу, в Царствие Небесное. А способы и всякие вокруг этой миссии целеполагания - они разные. Кто-то придет ко Христу, участвуя в ремонте и реставрации храмов - памятников архитектуры; кто-то - участвуя в строительстве новых храмов; кто-то - участвуя в церковных проектах… А кто-то придет ко Христу, услышав передачу или прочитав в газете какую-нибудь замечательную статью. Поэтому моя задача здесь - дать возможность каждому жителю нашего края уверовать во Христа и по этой вере жить.

Я говорю не пафосные слова, это действительная реалия нашего времени. Еще раз напоминаю: православие говорит о любви к Богу и ближнему своему. Представьте себе: если у нас вокруг будет зло, то мы же сами себя съедим. Зло - оно только разрушает, оно ничего не созидает.

Конечно же, следует поддерживать то, что наработано, сделано-то очень много.

Я не ставлю какой-то конкретной задачи для себя, для меня есть определенная миссия - возрождать души человеческие. Мы можем реставрировать храмы, да; мы можем их построить - но кто в них будет молиться? Если никто не придет на службу, то смысл в этих храмовых зданиях совершенно теряется.

Получается, что большая часть церковных задач - это задачи нравственные, как скажут иные, абстрактные и непонятные. Вот непонятность - это, наверное, основное свойство православия в отличие от всех иных религиозных направлений.

Почему так? Потому что иные говорят о том, что, если прочитал определенное количество молитв - спасешься; уверовал - спасешься… А мы говорим о том, что нужно не просто уверовать, но и совершать дела. Нужно не просто уверовать, но и полюбить. Это очень сложно. Это можно только при постоянной напряженной целенаправленной работе над собой. Нужно работать над своими мыслями, нужно стараться не осуждать никого... У нас ведь это не получается, особенно у представителей СМИ. Ведь все равно впадаем в определенное осуждение. Статью пишем про проблему в государстве - и начинаем осуждать, как без этого. Ну, иногда оправдывают свое осуждение словом «рассуждение», хотя разницы никакой.

- Это тоже наша миссия…

- Ваша миссия, да… Держаться золотой середины: и не осуждать, и не рассуждать, но давать объективную оценку. Вы, журналисты, играете определенную роль в жизни общества, и очень важную. Вас можно назвать голосом общества, голосом совести. Но хотелось бы, чтобы этот голос был честным и порядочным, чтобы он не был направлен только лишь на извлечение прибыли, чтобы нельзя было упрекнуть его в ангажированности.

Епископ на велосипеде

- Мы знаем о хобби Ваших предшественников на Вологодской кафедре: архиепископ Максимилиан любил фотографировать, митрополит Игнатий играл на музыкальных инструментах. А какое у Вас хобби, уважаемый владыка?

- Я люблю собирать грибы. Люб¬лю пешие прогулки, скандинавскую ходьбу и на велосипеде с удовольствием готов прокатиться, если есть возможность. Так что, если вы меня увидите на велосипеде, - не пугайтесь.

Есть у меня одно заветное желание: хочу научиться играть на фортепиано. Попросил, чтобы нашли мне педагога. Одно время я путешествовал по исторической глубинке, побывал, например, в городе Городце. Елец тоже посетил. В Городце есть Музей самовара - замечательный! Поразило, например, что каждый самовар - он для определенной обстановки, даже для определенной должности. Есть цыганский, есть эгоист, есть на двоих самовар, есть даже солдатский: и кашу сварить, и чаю попить, и суп можно было разогреть. Я тоже немного поколлекционировал самовары, их у меня немного, штук десять всего, но есть и довольно интересные.

- В Череповце есть подобный музей, он небольшой, частный.

- Да Вы что?! Обязательно надо будет зайти.

Еще среди моих увлечений - я люблю историю храмов. Сейчас, конечно же, передо мной открылось большое поле неизведанного.

Я посетил Спасо-Каменный монастырь - и, конечно, был поражен. Во-первых, подвигом тех людей, которые на этом островке жили, во-вторых, тем, что там построено… А еще до прибытия на Каменный остров поразил меня храм в Устье. Подъезжаешь - а там стоит копия вологодского Воскресенского собора, только гораздо лучше. У нас-то, как сейчас по-современному говорится, - лайт, а там, наверное, полная комплектация…

Мне хочется поездить по дальним сельским приходам. Знаете, служил я в Грязовце, подошли ко мне прихожане трех приходов с округи. И они все спрашивают: «Владыко, к нам когда приедете?»

Я отвечаю: «А зачем я вам там нужен? Священники же есть у вас, служба идет!» Говорят: «Так ведь когда Вы приезжаете, хор лучше поет».

- Долго ли у нас будет без архиерея Великоустюжская епархия?

- Cложно сказать. Наверное, вся проблема - в кандидате на архиерейскую должность. Сейчас, насколько я помню, у нас около семи вакансий по всей Русской Православной Церкви, и Великий Устюг - не самая стратегическая кафедра, хотя историческая. С другой стороны - может быть, и воля Божия есть. Я хоть там побуду подольше, поезжу. Попытаюсь поделить свое время на две части, чтобы ни Вологда, ни Великий Устюг не были обижены.

Церковь и так публична

- Насколько Церковь, с вашей точки зрения, должна быть публична?

- Она и так публична. Каждый священник сам по себе всегда публичен, его же на приходе все видят, все знают, какие у него грехи и немощи. И я все время на публике.

- Да, мы следим за Вашим Инстаграмом.

- Я говорил Надежде Александровне, редактору «Красного Севера», что с того времени, как был объявлен особый режим, я вышел в социальные сети и за исключением нескольких дней, когда не было Интернета, ежедневно в 21:00 начинаю проповедь на 10 - 15 минут.

В общем-то, это беседа на злободневные темы. Так что, если у вас будет желание и возможность, - приходите. Смотрите мою страничку, поучаствуйте в моих прямых эфирах, их прошло уже около двухсот.

У меня еще есть такой проект - «В гостях у епископа», в прямом эфире я отвечаю на вопросы прихожан. Я это практиковал в Тверском регионе. И там есть тоже ряд моих роликов, которые посвящены историческим личностям: Петру Аркадьевичу Столыпину, например, или Владимиру Ильичу Ленину, на примере которого я показываю, каким не надо быть. Говорили мы и о том, как следует относиться к критике в социальных сетях и СМИ.

Я ничего не говорю о политике, поскольку считаю, что мне как священнослужителю делать этого не следует. Я считаю, что Церковь находится над всем, поскольку мы идем, как говорится, другим путем, ведущим в Царствие Небесное. Путь этот простой, но в то же время сложный: любить Бога и ближнего своего - вот и все. А все остальное, как говорится, наносное. И это пройдет, как говорил премудрый Соломон.