Статьи, Пресс-релизы
Образец для православных храмов
В том, что касается внутрицерковного убранства, православие с самого зарождения в нашей стране и начала строительства храмов ориентировалось на традиции Византии.
И вплоть до 16 века образцом для русских православных храмов был собор Святой Софии, который начали строить в 10 веке. Ныне это национальный заповедник, памятник мировой православной культуры и архитектуры, внесенный в реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это значит, что он не принадлежит ни к одной религиозной конфессии и проводить в нем богослужения запрещено.
Судя по «Повести временных лет», заложил собор Ярослав Мудрый.
На рубеже 17-18 веков собор был перестроен в стиле украинского барокко. Поменялась форма куполов и их количество, увеличилось количество построек. К счастью, это почти не коснулось внутреннего убранства. Роспись храма в значительной степени осталась нетронутой. Удалось сохранить мозаику, фрески (почти три тысячи квадратных метров), стенопись.
Архитектурные особенности
Первоначально собор строился константинопольскими зодчими, но затем, как мы писали выше, был в значительно степени перестроен. Стены возведены в характерной для Византии технике смешанной кладки, при которой камень чередуется с кирпичом.
Интересно, что в Византии таких храмов не было. Видимо, перед зодчими изначально ставилась задача постройки храма для пышных, торжественных богослужений. В первой постройке он был пятинефовым крестово-купольным собором с тринадцатью главами. Цифра 13 в православии не приносит несчастий, по крайней мере конструкции церквей это не касается. Тринадцать – это Христос и его 12 апостолов. Сейчас куполов девятнадцать. При перестройке сменилась их форма – с полусферической на грушевидную
Высота храма от земли до крайней точки купола составляет 29 метров.
Внутреннее убранство
На стенах храма можно увидеть:
- Мозаики;
- Фрески;
- Стеновую роспись.
При перестройке храма старались по максимуму сохранить то, что делали византийские мастера в первой половине 11 века.
Византийская мозаика включала в себя 117 оттенков, ею украшены центральный купол и алтарь – самые знаковые части храма. На самой высокой точке купола (в зените) можно увидеть Христа Вседержителя с четырьмя архангелами. Из этого ансамбля в мозаике сохранился только Спас и один архангел, остальные три восстановлены художником Врубелем, но не мозаикой, а масляной краской.
В сводчатой части можно увидеть так же сохранившуюся с тех пор самую известную мозаику собора – Богородицу «Нерушимую стену».
Дата публикации: 28/04/2022