Новости Йошкар-Олинской епархии

Митрополит Иоанн совершил Литургию в Крестопоклонную Неделю

Источник информации: Йошкар-Олинская епархия
29 Марта 2022

27 марта, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, митрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн совершил Божественную литургию в храме преподобного Серафима Саровского г. Йошкар-Олы.  

Его Высокопреосвященству сослужили сослужили настоятель храма протоиерей Александр Бачурин, клирики храма и протодиакон Михаил Козловский. Песнопения исполняли хор храма под управлением Елены Умрихиной и детский хор воскресной школы под руководством регента Надежды Шушаковой.

После чтения Евангелия владыка Иоанн обратился к собравшимся с архипастырским словом:

«В середине Великого поста, когда многие из нас уже изнемогли, Святая Церковь как чадолюбивая мать укрепляет наши духовные и физические силы, износя Древо животворящее – Честной Крест – на середину храма. Чтобы каждый из нас, взирая на Господа, Который нашего ради спасения восшел на Крест, укрепил свои физические и духовные силы. Крест – это орудие непобедимое против диавола, воюющего против нас.

Взирая на Крест Господень, на Сладчайшего Спасителя, каждый из нас вопрошает себя: Господи, вот Ты в послушании Отцу Небесному, в любви к падшему человечеству, ко мне, погрязшему в грехах, взошел на Голгофу. Ты Честной Кровью Своей омыл мои грехи, Ты указал один единственный путь, ведущий в вечность. Сам пройдя по Крестному пути, указал и мне, как я должен нести свой жизненный крест. Потому что ни один человек, живущий здесь на земле, не лишен своего креста. Но одного этот крест возводит на небеса, а другого – в роптании и вечном осуждении всех и вся – низводит во ад.

Мы невольно сегодня переносимся на Голгофу. Видим Крест Животворящий, на котором распят Спаситель мира. И рядом еще два креста. По правую сторону – крест, который возводит кающегося грешника в вечность. Покаяние отверзает ему двери рая. Исповедуя Сына Божия – невольного страдальца за спасение всех людей, он первый из земнородных входит в рай. По левую же сторону разбойник, который так же страдал много, испытывая самые тяжкие муки на кресте. Но злоба, вечное недовольство, безумное насмехательство над Сыном Божиим низвело его во ад.

И каждый из нас несет свои жизненные кресты: скорби, болезни, искушения, внутренние и внешние испытания. И Господь сегодня призывает каждого из нас взять свой крест, но перед тем, как взять его, мы должны отречься от самого себя. Что это такое? Прежде всего, человек, взирая на крест Господень, учится от своего Спасителя, как Он – невинный безгрешный Сын Божий – являет любовь ко всем людям. Как человек, Он испытывал эти страшные искушения и внутренние борения еще во время молитвы в Гефсиманском саду. Но отрекся Он от своего человеческого «я», обратившись к Отцу Небесному: да будет воля Твоя, не как Я хочу, а как Ты.

И для нас отречение от своего «я» – есть всецелое вручение себя в руци Божии. В жизни своей, в делах и мыслях, раз и навсегда мы должны сказать: да будет воля Твоя, Господи! Сам управь всей моей жизнью и научи меня жить по заповедям Твоим.

Как тяжело нам, возлюбленные братья и сестры, нести свои жизненные кресты: сколько скорбей, сколько испытаний в жизни… Но стоит только человеку вручить себя в руци Божии и отсечь мысли, что кто-то виноват в наших скорбях, испытаниях, болезнях, стоит только сказать себе: Господи, как Ты управишь. И в молитвенном обращении воззвать к Нему, раскаиваясь в своих беззаконных деяниях: да, Господи, я страдаю по грехам своим. И как только откроем свое сердце, обнажим свои грехи и страсти в покаянии, так Господь коснется нашего с вами сердца, пошлет в него благодать, очистит нас от беззаконий наших. И мы почувствуем, что крест наш жизненный, когда мы приложим его ко Кресту Господню, становится легким – как Сам Господь говорил: иго Мое благо, и бремя Мое легко есть.

А бремя крестоношения – это прежде всего исполнение заповедей Господних. Когда, восставая от сна каждый день, мы открываем Святое Евангелие – и Сам Господь назидает нас, как нам вести себя. Разве возможно нам, услышав слова Самого Господа, не исполнить их? И тогда крест наш жизненный будет спасительным, ведущим в вечность. Посмотрите – никто из живущих на земле не был лишен крестоношения. Но для святых этот крест, когда они прилагали его ко Кресту Господню, в покаянии и молитве проводя дни свои, стал лестницей, возводящей к небу. Господь прославил их на Небесах, а мы в их лице имеем тех учителей, которые научают нас, как нам подобает нести свои жизненные кресты, чтобы они были для нас спасительными.

Но есть и другие примеры – тех, кто беспечно проводил жизнь свою. И мы с вами порой являемся примером, как не подобает жить. Стоит нам нелицемерно всмотреться в сердце свое, и умом своим всю нашу прошедшую жизнь объять, то увидим, как мы беспечно проводили и проводим дни свои… Мы даже не научились искренне и сердечно Врачу-Господу в таинстве покаяния открывать свою совесть. Мы скрываем грехи свои, почему-то боимся, а ведь Господь знает не только наши деяния, но и помыслы наши. Мы пришли к Врачу, Который не спрашивает нас, почему мы это сделали, а просто врачует и дает все потребное. Открой Ему раны своей души – и почувствуешь после покаяния искреннего и сердечного: Господи, как легко с Тобой быть!

И святитель Феофан Затворник, обращаясь к каждому из нас, говорит: отложите свое «я» – оно доводит нас до безумия. И жизнь наша становится нетерпимой, мы себя не можем потерпеть. Вручите себя в руки Божии, открывайте Свяшенное Писание, научайтесь от Господа, как подобает нам жить, и как можно чаще взирайте на Крест Господень и испытывайте себя. Каждый день вечером, ложась спать, целуя крест свой, исповедуйте безумные свои грехи и просите, чтобы Господь явил Свою милость».