Новости Вятской митрополии

Источник информации: Вятская митрополия
6 Января 2014

Утром 5 января митрополит Вятский и Слободской Марк возглавил Божественную Литургию в Троицкой церкви села Пищалье Оричевского района.

Его Высокопреосвященству сослужили настоятель храма игумен Гурий (Родыгин), секретарь Вятской Епархии иерей Виталий Лапшин, благочинный Орловского благочиния протоиерей Николай Смирнов.

… Приход в с. Пищалье возник аж в XVII веке. Каменный храм Святой Троицы был построен к 1820 г. При этом сотрудники храма называют нынче «круглую дату» прихода – 365 лет. О состоянии прихода в дореволюционные времена нам сообщает книга «Вятская Епархия» (1912 г.): «...приход состоит из 100 селений, прихожан православных русских 4255 - мужского пола и 4546 - женского пола. Село расположено в болотистой местности».

Истопник храма Аркадий Николаевич Леванов вспоминает как восьмилетним мальчишкой в Советские годы прибегал в храм: «тогда полная церковь народа собиралась. Многие прихожане из соседних селений подъезжали на лошадях»… Но не надолго он застал это время, вскоре начался период Богоборчества, сняли купола, разорили храм…

Троицкая церковь, как и многие другие храмы Вятской Епархии пережила период поругания. И сегодня «поднимается с колен». Правда, приход поредел в сотни, а, если говорить о будних днях, – в тысячи раз… Сегодня в селе проживает порядка тысячи человек. Молодежь в основном выезжает в город. Как отмечают трудники храма, только по большим праздникам собирается народ – на Пасху, Рождество, Троицу… а в обычные дни заходят по два-три человека. Нередко даже на воскресных Богослужениях молится всего несколько человек. Нелегко приходится сельскому батюшке, когда столь невелик приход, тем более, в зимние морозы – только протопить старинный огромный храм чего стоит…

Однако по приезду архиерея приход ожил. Не успело еще рассветать январским утром – прихожане на пороге храма встречают Владыку в буквальном смысле хлебом-солью… Поздравляют с Новолетием, здравия желают в предрождественский день.

…В завершении Литургии митрополит Вятский и Слободской Марк обратился к верующим с душеспасительной проповедью, напомнив о смыслах праздника Рождества Христова. «Сын Божий вочеловечился, чтобы Человек Обожился. Род человеческий создан по Образу и Подобию Божиему. Но Бог не только делает человека венцом своего творения, но и сорабочим на Земле. Важно исполнить то, к чему нас Господь призывает, - сказал митрополит Марк. - Человек пока этот образ Божий хранил в себе - пребывал в раю, в радости Богообщения. И радость эта была утеряна, когда он нарушил условия данные Богом для соблюдения этой радости Богообщения, вкусил от древа познания Добра и Зла. Прельстившись дьявольскому ухищрению, наши прародители Адам с Евой увидели, что наги, узрели свое несовершенство.

…Господь произносит (пророком глаголющим) пророческие слова: «се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог». И на древе крестном Сын Божий принесет себя в искупление грехов рода человеческого. Не случайно в сегодняшнем Евангелии звучало родословие Иисуса Христа. С одной стороны, подчеркивается народ, в котором воплотился Спаситель. Но в то же время говорится, что из поколения в поколение, от творения мира до потопа, от потопа до вавилонского столпотворения и смешения языков… до Рождества Христова – род человеческий пытался восстановить утерянную радость Богообщения. Но этого не смог сделать. Но Бог предупреждает, еще в Ветхом Завете говорит: что невозможно человеку, то возможно Богу. И мы не должны забывать, что Бог Вездесущ, как Спаситель говорит: Се, стою у двери и стучу. Он везде и ждет, чтобы мы отверзли ему храмину своей души, раскрыли свое сердце. Но есть еще маленькое условие, как точно сказано в пословице: Бог спасает нас, но не без нас. Бог находится рядом, но Он говорит: в злохудожную душу Бог не внидет. И Бог стоит при дверях, Он стучится, но от нас зависит, войдет Он туда или нет, приуготовим ли мы храмину нашей души, чтобы Он вошел в наше с вами сердце. Бог говорит: только в приуготовленную душу войду, и обитель у него сотворю. Мы живем в Новозаветное время – знаем причину грехопадения рода человеческого, мы осознаем и понимаем нашу с вами падшую природу и склонность души ко греху, потому что человек быстрее на грехи отзывается, чем на добрые дела. Но мы знаем и путь к Спасению, где и в Ком человек может утешиться. Конечно же, только в Боге, Который ради нашего Спасения воспринимает человеческое естество, пребывает среди людей, укрепляет их веру и Словом, и делом, и чудесами. И от своего творения принимает и предательство, и осуждение, и биение, и к разбойникам сопричтен, и на кресте распят, и в гроб со всеми положен. Но Воскресший Спаситель является Своим ученикам и на их глазах возносится на небо и как повествует апостол, благословляет их всех и всех нас призывает в обители Небесные, к радости Богообщения в Царствии Небесном. Ибо Он Сам в Священном Писании сказал: «Кто меня любит – Заповеди Мои соблюдает. Кто меня любит – мне да последует». Последует не только на испытаниях, на терновом пути здесь в жизни, но и восходя из силы в силу, чтобы, поднимаясь на гору духовного становления, каждый из нас пришел к радости Богообщения. И в эти дни, дорогие братья и сестры, желаю Вам всем крепости духовных и телесных сил на этом пути следования за Христом, который ради нашего спасения воспринял на себя человеческое естество. Сын Божий вочеловечился, чтобы мы с вами Обожились и стали наследниками жизни вечной с Богом. Аминь».

Пресс-служба Вятской Епархии