Новости Воронежской и Борисоглебской епархии

8 Января 2015
Архипастырь совершил Божественную литургию в Успенском храме духовной школы и совершил постриг во чтеца воспитанников выпускного курса

Посещение Правящим Архиереем духовной школы в дни великих Праздников - Святой Пасхи и рождества Христова стали доброй многолетней традицией, благодаря которой не только учащие и учащиеся, но и прихожане Успенкого храма получают возможность разделить радость совместной Евхаристической молитвы со своим Архипастырем и услышать мудрое слово его духовного наставления.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Воронежского епархиального управления протоиерей Андрей Скакалин и преподаватели семинарии в священном сане. За богослужением молились воспитанники и преподаватели духовной школы, а прекрасным пением порадовали молящихся мужской хор и хор регентского отделения духовной школы. Во время пения Антифонов владыка митрополит совершил чин пострижения во чтеца воспитанников выпускного V курса семинарии Александра Лихошерста и Владимира Воронова.

По окончании богослужения Архипастырь обратился к молящимся со словами поздравления и назидания:

"Сердечно поздравляю вас, дорогие отцы, братья и сестры, с великим праздником нашей планеты, пришествием в мир Христа Спасителя!

Радость о Богомладенце Христе была возвещена еще за долго до его рождения – Вифлеемская звезда несколько лет вела шаг за шагом Восточных мудрецов, сначала на территории нынешнего Израиля в Иерусалим, а потом и в Вифлеем. Ангелы благовествовали самым простым людям – пастухам, которые неподалеку пасли свои стада, и они прибежали в Вифлеем, чтобы поклонится Богомладенцу Христу. А люди высшего сословия – царь Ирод, его окружение, придворные, министры, вместе с людьми, соблюдавшими закон Моисея, которые чувствовали приближение того, что придет Христос Спасительь – все они встретили весть о Его рождении очень осторожно. Ирод призвал мудрецов, книжников, которые сказали ему – где должен родится Мессия, в Вифлееме. Ирод сказал это волхвам, и они пошли и поклонились Христу, после чего ангел во сне повелел им возвращаться домой другим путем, но не идти к Ироду, потому что он будет искать возможность убить нового Царя. Так по человечески это понятно. Ирод, который был уже в преклонных годах, на пике своей политической карьеры, вместе с тем, понимал, что он не вечен. И вот, рождается Мессия, Христос, царь Израилев! И он, думая о том, что Его царство – земное, посылает своих воинов убить всех младенцев до двухлетнего возраста. Значит, Вифлеемская звезда вела мудрецов два года, в эту обетованную страну, в Израиль, для того, чтобы они поклонились Христу Спасителю. И вот вместо торжества и радости, в Вифлееме был плач и стенания. Первые мученики за Христа, еще до принесения Христом Своей искупительной жертвы, пострадали за то, что родились на свет этот отрезок времени.

Мы с вами, празднуя Рождество Христово, должны задуматься: на чьей стороне мы, когда мы славим Господа? На стороне Ирода, который является олицетворением силы, власти, богатства, могущества, но земного? Или на стороне мудрости, которая побуждает взять на себя подвиг любви и по бездорожью, и днем и ночью, по пустыням, совершать свой путь ради одной идеи – поклонится пришедшему в мир Господу? И к ним присоединяются простые и чистые люди – пастухи, которые приветствуют и славят рожденного Христа Спасителя. Это показательный урок для нас с вами, чтобы понимать – где Истина, которую мы должны возрастить в своем сердце, сделать нашей сущностью. Истина заключается в том, чтобы быть простыми, не мудрствовать лукаво, а положить все – свою жизнь, свою карьеру, на волю Божию. Потому что с Богом хорошо и замечательно. И избави нас Бог быть на стороне людей, которые делают расчет и строят планы своей земной жизни. Которые ничего не видят, кроме того, чтобы умножать свое могущество, свою власть, свое состояние! Этим они собирают угли на свою главу, и на свою погибель. Потому что истина – за духовным пониманием смысла жизни нашей на земле. За перестройкой всего понятия о смысле жизни для человека. Христос очень ясно это выразил, сказав, что через сердце, через душу, приходят или добрые дела или злые помыслы и искушения. А внешность – это просто служебное явление. Он это подчеркнул на примере пищи, потому что она проходит через внутренности человека. Все нужное берется, а остальное – отвергается. Это заповедь каждому из нас на все времена – как относиться к жизни. Все то богатство, которое мы собираем, все практические знания, которые мы усваиваем – это должно служить лишь для помощи нашей духовной жизни, нашему духовному развитию. Но никак не занимать целиком нашего сознания, никак не занимать нашей внутренней жизни, которая должна быть с Богом, служить тому, чтобы мы становились лучше и совершеннее.

Если мы это усвоим – все будет для нас ясно, понятно и открыто. Бог будет с нами, Дух Святой будет жить в нашем сердце, а мы исполним все, что нам повелено. Мы будем добрыми, хорошими, замечательными людьми. Воспитателями не только наших детей, но и окружающих нас братьев и сестер, которые часто ищут этой истины, и не находя у нас этого внутреннего стержня, соблазняются тем, чем богат этот внешний мир. Если мы говорим, что мы верующие люди, а по жизни мы являемся такими же, ни чуть не лучше, чем обычные грешники, живущие в миру, то это смущает многих ищущих истинну. Отторгает от Бога, отторгает от нас, служит соблазном для них. И тогда они говорят: какие же вы христиане, что же вы собой представляете, если вы пьяницы, завистники, сплетницы? Убийцы, если не внешне, то по крайней мере внутренне, потому что часто говорим: была бы моя воля, мы бы воспитали этого человека. Как много, оказывается, зависит от нас. А если мы сохраняем вот этот баланс сил в себе и воспитываем такую духовность, которая распространяется и на других людей, то тогда мы становимся подобными святым: преподобному Сергию, преподобному Серафиму Саровскому, недавно жившим с нами старцам Иоанну Крестьянкину, Николаю с острова Залит, потому что они были такими мудрым, такими поглощающими в себя токи благодати Божией и отдающими их людям, что весь мир пытался попасть в эти тесные кельи, где не было ничего, кроме убогих икон и убогой обстановки. Но люди, которые проводили минуты с этими святыми отцами, уходили оттуда окрыленными. Или пример Оптинских старцев, которых посещали и императоры Российские, которых посещал и великий отступник от церкви Лев Николаевич Толстой, стремившийся закончить жизнь в Оптине. Окружение не позволило ему этого сделать, он простудился и умер. Но его стремление было обращено туда. Сколько он написал развращающих смысл жизни произведений. Он воспринимал Христа по-своему. Это был первый Российский протестант, который восстал против этой духовной истины. И Оптинские старцы говорили о нем: "Хороший человек был, но слишком гордый в сердце своем". И эта гордость не дала ему возможности приблизиться к Богу. Но стремление его было, и он видел и эту чистоту, и эту святость. Оставил свое имение и хотел один незамеченным уйти, чтобы примириться там с Богом, и там найти себе упокоение.

Вот такие задачи ставит перед нами родившийся ныне Богомладенец Христос. И мы с вами должны впитать в себя ту энергию молодости и обновления жизни на земле, жизни в сердцах людей, которую принес Христос Спаситель. Мир с Богом, мир между народами! И дай Бог, чтобы мы слышали это, а слышавши – отверзли бы двери своих сердец для того, чтобы Христос вошел в нас и сделал бы наши сердце и душу своим жилищем!

С праздником вас поздравляю, дай вам Бог здоровья и успехов!"