Новости Воронежской и Борисоглебской епархии

7 Января 2015
Накануне Праздника Рождества Христова митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Всенощное бдение в Благовещенском кафедральном соборе

Его Высокопреосвященству сослужили архимандрит Сергий (Копылов), секретарь Воронежского епархиального управления протоиерей Андрей Скакалин и духовенство собора. Разделить радость молитвенного общения в этот морозный вечер под сводами главного храма Воронежской митрополии собрались многочисленные богомольцы.

Вечернее богослужение Рождества Христова отличается от обычного Всенощного бдения - поскольку Великая вечерня совершается в Сочельник, это богослужение начинается Великим повечерием, во время которого торжественно звучит духовный гимн из книги пророка Исаии "С нами Бог, разумейте, языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог!" По окончании повечерия был совершен чин Литии и благословения хлебов, которые возглавил архимандрит Сергий (Копылов). Одним из самых торжественных моментов службы является полиелей, во время которого все предстоящие в храме поют Величание праздника, а затем читается Евангелие, повествующее о событии Боговоплощения и совершается помазание освященным елеем.

Великая тайна Боговоплощения свершилась в царствование Римского императора Августа (Октавия) в иудейском городе Вифлееме. Цезарь повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам - всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Преблагословенная Дева Мария и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем - город Давида, чтобы внести и свои имена в список подданных императора. В Вифлееме они не нашли уже ни одного свободного места в городских гостиницах. В известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту, далеко от постоянного местожительства, среди чужих людей, в холодную зимнюю ночь, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства – родился Богочеловек, Спаситель мира. "Таинство странное вижду и преславное, – с удивлением воспевает Святая Церковь, – Небо – вертеп, Престол Херувимский – Деву, ясли – вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог" (ирмос 9-й песни канона).

Но среди полночной тишины, когда все человечество было объято глубочайшим греховным сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада. Им предстал Ангел Господень и сказал: "Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове", и смиренные пастыри первыми удостоились поклониться Богомладенцу Христу. Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово было возвещено чудесною звездою волхвам, и в лице восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него самого, преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком. Войдя в дом, где был Младенец, волхвы – "падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принссоша Ему дары: злато и ливан и смирну" (Мф. 2, 11).

День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего празднуемое событие величайшим, всерадостнеишим и чудесным. Согласно с Божественным свидетельством Евангелия, отцы Церкви в своих Богомудрых писаниях изображают праздник Рождества Христова величайшим, всемирным и радостнейшим, который служит началом и основанием для многих других праздников.