Новости Волгоградской митрополии
Митрополит Феодор совершил Литургию в Богоявленском храме
Сегодня, в Неделю 7-ю по Пятидесятнице, митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор возглавил Божественную литургию в храме Богоявления Господня г. Волгограда. Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный Ельшанского округа протоиерей Николай Бабак, настоятель храма протоиерей Александр Сазонов, иерей Виктор Небыков и иерей Илия Неклюдов.
Сегодня Святая Церковь чтит преподобного Моисея Угрина, Печерского. Преподобный Моисей подвизался в Печерском монастыре 10 лет. Он прославился как имеющий власть над плотскими страстями, часто к нему обращались другие монахи помочь им в борьбе с искушениями. Скончался около 1043 года и был погребен в Ближних пещерах. Прикосновением к святым мощам преподобного Моисея и усердной молитвой к нему печерские иноки исцелялись от плотских искушений.
Проповедь по запричастном стихе произнес иерей Илия Неклюдов.
В завершение богослужения протоиерей Александр Сазонов обратился к архиерею со словами благодарности за посещение храма: «Ваши богослужения научают нас молиться искренне, собрано и серьёзно. Благодарим Вас за личный апостольский пример». В подарок владыке Феодору преподнесли книгу Николая Агафонова «Ратные подвиги православного духовенства». «Пусть же Господь молитвами всех ведомых и неведомых защитников и молитвенников нашего Отечества, — сказал отец Александр, — защитит Волгоград и поможет нам завершить дело воссоздания храма святого Александра Невского, даст возможность послужить в нём, чтобы всё прошло во славу Его Святого Имени. Аминь».
Митрополит Феодор обратился к молящимся с архипастырским словом: «Сегодня, возлюбленные отцы, братья и сестры, мы слышали с вами Евангельское повествование о том, как Господь наш Иисус Христос исцелил двух слепцов и одного бесноватого немого. Фарисеи в своём сердечном противоречии восклицали, что Он сотворил это не Божественной силой, а силою князя бесовского, чтобы отвратить народ от почитания Иисуса Христа.
Надо сказать, что одно из имён, которым называют дьявола — Веельзевул — это аккоранское божество, производная от Ваала. Ваал изготавливался из меди в виде огромной фигуры с головой быка и человеческим телом, полый внутри. Он протягивал вперёд руки, ожидая очередную жертву. Будучи огромным, он приводил в ужас людей, когда внутри него разводили огонь. Раскаляясь докрасна, дышал жаром, и безумные нечестивые люди приносили в жертву своих собственных детей.
Но иудеи со временем изменили имя с Баалзевув (Баал-Зебуб) на Веельзевул, что значит покоритель мух, предводитель мух. Зевув — это нечистота, помёт, навоз, что говорит о нечистой природе самого падшего духа.
И действительно, враг нашего спасения дьявол мало того, что сам нечист, так ещё пытается в наших умах и сердцах посеять нечистые мысли. Всякий, кто стремится к очищению своего внутреннего мира, бывает гоним теми, кто принял нечистоту внутрь себя.
Сегодня Святая Церковь чтит память угодника Божия преподобного Моисея Угрина, или венгра, который жил на русской земле в XI веке и был одним из слуг святого благоверного князя Бориса, которого мы почитаем как страстотерпца, вместе со своими братьями преподобным Ефремом Новоторжским и Георгием.
После того, как Борис был убит, Моисей бежал в Киев и там скрывался до тех пор, пока князь Борислав не взял город, а вместе с ним пленил огромное количество жителей, в том числе и преподобного Моисея.
Однако в Польше очень красивого высокого и статного молодого человека, каким был Моисей, заметила одна вдова и воспылала к нему нечистой страстью. Она выкупила его с надеждой, что он будет ей супругом, сожителем.
Но не таков был Моисей. Он сразу сказал ей, что не сможет жить с ней, потому что уготовал свою душу служению одному Господу. Сначала полька пыталась обаять его лаской, потом, видя его неприступность, она морила его голодом, истязала. Но преподобный Моисей предпочитал голод и страдания богатству нечестивого пиршества.
Проезжавший через Польшу Афонский иеромонах постриг святого Моисея в иночество.
Вдова выпросила у короля полной власти над своим слугой. На очередной отказ она приказала растянуть его на земле и бить палками, пока земля не напитается его кровью. Затем заставила его лечь в свою кровать, но и там, под напором её ласки и утешений, он оставался неприступным.
Она спросила: «Как же ты можешь так безразлично относиться ко мне, когда я к тебе со всей душой?» Он ответил: «Страх Божий помогает мне воспринимать тебя как нечистую женщину».
Это безумно оскорбило её, и она начала каждый день давать ему по сто ударов палками, а после этого оскопила его.
В это время Борислав открыл гонение на христиан, но внезапно умер. В Польше поднялся мятеж, во время которого была убита и вдова. Оправившись от ран, преподобный Моисей ушёл в Свято-Успенскую Киево-Печерскую Лавру и там подвизался, согбенный под тяжестью тех язв и болезней, которые ярко свидетельствовали о его исповедничестве и о его душевной чистоте.
Преподобный Моисей получил от Бога особый дар борьбы со страстями. К нему, когда он был еще жив, приходили братья с просьбой исцелить их от блудных помыслов, от нечистых сердечных желаний.
Запомнился такой случай. Один брат, одержимый нечистой страстью, обратился к нему с подобной просьбой и горячим желанием служить только Богу: «Даю обет сохранить до смерти все, что ты велишь мне». Преподобный Моисей сказал: «Никогда в жизни ни с одной женщиной слова не говори». Брат обещал исполнить совет преподобного. У святого Моисея была в руке палка, без которой он не мог ходить от полученных ран. Этой палкой он ударил в грудь пришедшего к нему брата и тотчас нечистый бес оставил инока и тот стал свободен, но не забыл своего обещания.
Лукавые духи неслучайно в Ветхом Завете сравнивались с мухами. Они постоянно кружат вокруг нас, навевая нам скверные, нечистые помыслы. Мы должны следить за своим внутренним миром, чтобы они не смогли пленить наше сердце и разум, а вместе с этим не сделать нас пленниками своей нечистоты.
Подобно тому, как когда варится на плите пища, мухи не смеют на неё сесть, пока она горячая. Как только огонь угасает, и котёл остывает, насекомые немедленно облепляют его.
Как говорят святые отцы, до тех пор, пока человеческая душа горит пламенем любви к Богу, пока она горит молитвой, демоны, хотя и кружат вокруг, но не смеют подступить к ней и обольстить её. Как только молитва ослабевает, как только утихает страх Божий, тут же человек становится жертвой нападения.
Вот и нам, возлюбленные братья и сестры, нужно всегда помнить, что дьявол, как лев рыкающий, ходит искать, кого проглотить. И поглощает беспечных, которые забывают о своём спасении, а больше заботиться о суете мира сего.
Будем же по слову Спасителя искать, прежде всего, Царства Небесного, а всё остальное приложится».