Новости Волгоградской митрополии

Путешествие волгоградских паломников на Кавказ. Часть 2

26 Августа 2020

Вот и подоспела следующая часть повествования о путешествии волгоградских паломников на Кавказ. Кто пропустил первую — читайте здесь

С чем у большинства из нас ассоциируется слово «Ессентуки»? Конечно, с минеральной водой под разными номерами. А ведь здесь находится один из самых больших недавно построенных православных соборов на Кавказе. Это Свято-Георгиевский женский монастырь.

К Ессентукам мы подъезжали со стороны Архыза, и на 35-м километре федеральной трассы Минеральные Воды – Кисловодск увидели это чудо. Стоит монастырь на вершине горы Дубровка. Своими очертаниями она напоминает гору Фавор, так считают местные православные.

Инициаторами построения монастыря во имя святого Георгия Победоносца стали два местных грека. Братья вложили свои собственные средства, к ним присоединились их родственники, а затем и другие жители Ессентуков, местная администрация.

В этих краях много православных греков. Как пишут в путеводителях, понтийские греки издревле заселяли юг Черноморья. На Кавказе сегодня есть целые греческие станицы. Среди греков сохранилась традиция возводить храмы по обету. Так появилась Георгиевская обитель, где в том числе молятся о болящих, приезжающих в эти края на лечение.

В монастыре собрано множество святынь. Это чудотворные иконы Пресвятой Богородицы «Всецарица» и «Феодоровская», частицы святых мощей великомученика Георгия Победоносца, преподобного Серафима Саровского, преподобного Ионы Киевского, святителя Луки (Войно-Ясенецкого), преподобных жен Дивеевских.

Есть у этого места еще одна особенность. Вершина горы Дубровка, на которой расположился монастырь, это своеобразная смотровая площадка. В одну сторону посмотришь — увидишь седой двуглавый Эльбрус (если ясная погода), в другую — Машук и Бештау. На этот раз Эльбрус был скрыт за облаками: надвигался дождь. Для нас, волгоградских паломников, это было настоящее спасение. Ведь мы приехали из города, где уже больших двух недель стояла жара за 40 градусов. А завтра будет день Ильи-пророка. Так что ничего удивительного.

Города здесь хоть и имеют разные названия, но очень близко расположены друг от друга. Довольно быстро подъезжаем к Кавминводам. Место назначения — Покровский собор. В нем расположена рака с мощами Феодосия Кавказского. Здесь нам предстоит побывать на Всенощной, Литургии и заночевать.

Сначала о самом месте. Вид его необычен. Храмовый комплекс состоит из церкви, нескольких служебно-административных зданий, келейного корпуса и церковной стены со святыми воротами. Собор кирпичный, двухэтажный девятиглавый с трапезной и ярусной колокольней. На звоннице установлено 8 колоколов. И над этим собором в эклектичном стиле (так говорят специалисты) с элементами древнерусского зодчества в декоре периодически пролетают самолеты — неподалеку аэропорт Кавказских минеральных вод. Для пандемии взлетают и садятся они довольно часто. Значит эпидемиологическая обстановка в крае в норме.

Что еще радует. На обоих службах много молящихся. Всегда невольно обращаешь внимание на категории людей. Здесь много красиво одетых интеллигентных дам, много мужчин, в одиночку и с детьми. И, конечно, бабушки. Куда же без них!

Почти все, зайдя в собор, вначале подходят к раке с мощами Феодосия Кавказского. Слава его давно разошлась по городам и весям России, но здесь любят его особенно. Ведь он свой. И похоронен был неподалеку, на кладбище Кавминвод, куда мы поедем после Литургии. Мощи этого любимого народом святого были торжественно перенесены в Покровский собор 8 августа 1998 года.

Мы не будем рассказывать о жизни этого замечательного старца. Если кто паче чаяния не знает, прочтите сами. Прекрасные благодатные мгновения вам гарантированы. Он из тех простаков, которых особенно любят на Руси, верят им, просят у них. Вот и наша группа застрочила записки. Батюшка Феодосий, помолись, попроси исцеления у Господа нашим сродникам. Здесь в Минеральных водах принял он на себя подвиг юродства: представлялся безумным, называл себя «мой дяденька», «дедушка Кузюка», совершал странные и необъяснимые поступки.

Место, где он был похоронен (умер в 1948 году) сейчас находится под крышей часовни. Здесь мы, паломники из Волгограда спели ему акафист.

Память и почитание в церковном сознании преподобного Феодосия как истинного угодника Божия и молитвенника за землю Кавказскую привели к рассмотрению епархиальным советом Ставропольской епархии вопроса о прославлении его в лике местночтимых святых. Воспринимают его здесь как покровителя и молитвенника земли Кавказской, бескорыстного пастыря, исполненного глубокого смирения, преданной любви к Богу и людям. Память его ежегодно совершается 8 августа — в день его блаженной кончины.

Наш путь лежит в Пятигорск на гору Бештау, где находится мужской Успенский монастырь. Напомним, что паломничаем мы в день Ильи Пророка, а значит и день ВДВ, воздушно-десантных войск. Мимо нас проносятся машины с флагами «Войска дяди Васи» (так десантники расшифровывают аббревиатуру ВДВ в честь своего командующего Василия Маргелова). Их мы видим и у ворот монастыря. Из авто выходят парни в тельняшках, но уже из остепенившихся: с молодыми женушками и детьми. Приятно, что в день, который они так чтут, молодые ребята со своими семьями приехали сюда.

Этот монастырь на горе Бештау был основан русскими монахами, прибывшими в начале ХХ столетия со Святой Горы Афон на Кавказ. Освящение его состоялось 28 ноября 1904 года. После революции 1917 года и начавшейся Гражданской войны монахи были изгнаны из обители, несколько монахов было зверски убиты. Через несколько лет монастырь был закрыт и в течение последующих десятилетий полностью разрушен.

Сказать, что здесь красиво, это не сказать ничего. Внизу расстилается изумительной красоты долина. Воздух звенит от чистоты, и напоен влагой моросящего летнего дождя. Территория монастыря расположена как бы амфитеатром, и утопает в цветах. Везде необычные для мужского монастыря изящные альпийские горки. Здесь находится резиденция архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта. События этого года внесли свои коррективы в образ жизни обители. Все последние месяцы службы проходят под открытым небом, в специально оборудованном для этого месте.

Подаем записки и поднимается по красивой дорожке в архондарик. Так на греческий манер называется расположенная под кипарисами беседка, где можно выпить чаю или кофе. Здесь нет никого из монахов. Все делаем сами: наливаем чай, берем печенье, и опускаем свою лепту в кружку для пожертвования.

Очень интересная деталь. Когда в 90-е годы прошлого 20-го века уже современные монахи пришли сюда с целью воссоздать разрушенный монастырь, здесь уже рос дикий лес, и вокруг бродили дикие животные. Невозможно было найти то место, где раньше был монастырь. И знаете, как нашли? По нескольким сохранившимся кипарисам, привезенным когда-то с Афона. А дикие животные здесь есть и сейчас. Но попасть на территорию обители для них затруднительно. Монастырь окружен красивой и крепкой оградой.

А дождь все моросит и моросит. И вот что задумали волгоградские паломники. А давайте прочитаем акафист Илье пророку, только с просьбой не о дожде, а о его прекращении. В храме святители Лазаря Четверодневного на старинном городском кладбище вся наша группа, включая водителей выстраивается перед его иконой. По очереди каждый читает по кусочку. Вы думаете дождь прекратился? Нет. Но относится мы к нему стали совсем по- другому, с радостью и без ропота.

На этом кладбище когда-то похоронили погибшего на дуэли Михаила Юрьевича Лермонтова. Через несколько месяцев его безутешная бабушка увезла прах внука в Тарханы. А здесь, в Пятигорске, это место по-прежнему чтут. Все мы пошли на первую могилу великого русского поэта. Здесь наши мнения на время разделились. Надо ли включать в паломническую поездку такие места? Но когда мы пришли на могилу, как-то ненавязчиво вспомнилось его прекрасное «Бородино». Оказалось, что почти все наши паломники его помнят наизусть. А были мы самых разных возрастов, включая мальчика-школьника. А это многого стоит.

Оставалось пару часов до отъезда домой. Гид Паломнического центра Волгоградской епархии Екатерина дала нам личное время.

Я и паломница Татьяна пошли в домик Лермонтова, который оказался совсем рядом. А на доме напротив висела табличка: «Лев Николаевич Толстой летом 1953 года часто бывал здесь в доме священника Василия Эрастова, арендованного сестрой писателя Марией». Напомним, что его сестра в дальнейшем приняла монашеский постриг.

Эльвира Меженная, , паломница из Волгограда