Новости Башкортостанской митрополии

Круглый стол по проблемам ОРКСЭ в рамках II Форума школьного образования "Взлетай!"

28 Февраля 2020
about="/news/kruglyy-stol-po-problemam-orkse-v-ramkah-ii-foruma-shkolnogo-obrazovaniya-vzletay-10549" typeof="sioc:Item foaf:Document">

Представители епархий Башкортостанской митрополии приняли участие в работе дискуссионной площадки «Проблемы реализации в школах учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» в рамках II Форума школьного образования «Взлетай!»

28 февраля 2020г. делегация представителей епархий Башкортостанской митрополии приняла участие в работе дискуссионной площадки «Проблемы реализации в школах учебного курса «основы религиозной культуры и светской этики», состоявшегося в рамках II Форума школьного образования «Взлетай!» и проходившего в «Конгресс – холле Таратау». В работе дискуссионной площадки приняли участие как модераторы Фаттахов Азат Маратович- Председатель Совета по государственно -  конфессиональным отношениям при Главе РБ, как сомодераторы Гаязов Альис Суиянович - президент Академии наук РБ, Мавлетбердин Ильдар Маратович – первый заместитель министра образования РБ, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Уфимской епархии протоиерей Роман Хабибуллин, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Нефтекамской епархии иерей Андрей Вялов, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Салаватской епархии иерей Дионисий Шилкин, секретарь Бирской епархии протоиерей Сергий Рыжаков, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Бирской епархии иеромонах Петр (Пурис), Сулейманов Артур Азаматович - ректор РИУ ЦДУМ России, Малахов Ильдар Загидуллович - директор «Исламского колледжа имени Марьям Султановой», Салимова Лилия Хазинуровна - доцент кафедры ТИМНО ИРО РБ, методисты органов местного самоуправления в сфере образования, родители обучающихся.

Возможность обсудить на таком уровне проблемы реализации Регламента при проведении родительских собраний по выбору модулей ОРКСЭ, появилась у Башкортостанской митрополии после встречи Главы Башкортостанской митрополии управляющего Уфимской епархией митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона с Главой Республики Башкортостан Хабировым Р. Ф. На встрече, состоявшейся 25 февраля владыка Никон обратился к Радию Фаритовичу с просьбой о содействии решении вышеуказанной проблемы и получил поддержку с его стороны.

В начале  дискуссии в словах выступающих сразу же обнаружилось непонимание сути проблемы, возникающей  реализации курса ОРКСЭ. Речь пошла и периодически возобновлялась о целесообразности выбора для преподавания в школах наших мультиконфессионального Башкортостана оного их предметов: «Основы мировых религиозных культур» или «Основы светской этики». Это обнаружило то, что выступающие не видят проблемы, которая заключается в том, что  с одной стороны «Закон об образовании РФ», а в соответствии с ним «Регламент проведения родительских собраний по выбору модулей ОРКСЭ», а также «Памятка родителя, выбирающим модули» предоставляет именно родителям, а не школе, не РОНО, не министерству образования или кому–либо еще, преимущественное право определять какой из модулей курса ОРКСЭ должен изучать его ребенок. А с другой стороны, это право отнимается у родителей всеми вышеуказанными участниками образовательного процесса. Т.о., требования «Закона об образовании РФ», «Регламент проведения родительских собраний по выбору модулей ОРКСЭ», а также «Памятка родителя, выбирающим модули»  не соблюдаются. Именно эту проблему констатирует Русская Православная Церковь и прилагает систематические усилия для ее решения. И именно ее не могут разглядеть другие стороны. Хотя именно соблюдение всех этих нормативно-правовых документов должно являться предметом внимания и заботой региональных и местных органов управления образованием 

В своем докладе «Участие представителей Башкортостанской митрополии в родительских собрания по выбору модулей ОРКСЭ: опыт организации и возникающие проблемы», а также в комментариях к выступлениям других участников дискуссионной площадки протоиерей Роман Хабибуллин постарался привлечь внимание присутствующих к сути обсуждаемой проблемы и предложил пути к ее решению. Он рассказал о непрестанных усилиях самого Главы Башкортостанской митрополии митрополита Никона, направленных на установление сотрудничества с региональными органами управления образованием и региональной властью в деле решения проблемы. В 2014, 2016 и 2018 гг. по инициативе владыки Никона  состоялись рабочие совещания в Администрации Главы РБ по этой теме  с участием министров образования, представителей синодального отдела РОиК,  ЦДУМ и ДУМ РБ. Однако, проблема остается. Нарушения Регламента, отказ родителям в праве на свободный выбор модулей приводит к тому, что только около 1% из общего числа четвероклассников изучают «Основы православной культуры» и 2, 5% - «Основы исламской культуры». Это никак не соответствует количеству православных – 25% и мусульман – более 50% в регионе, тем более поразительно, что при более чем 1000 учащихся в воскресных школах при храмах г. Уфы ни один из них не изучает ОПК в 4 классе. О. Роман перечислил трудности, с которыми встречаются наши представители при попытках принять участие в родительских собраниях и в ходе самого участия.

Примеры нарушениий Регламента.

1. Подавляющее большинство школ не размещает актуальную информацию о собрании на своем сайте, как того требует Регламент.

2. Проблемы с допуском представителей на собрания.

- Собрания проводятся ранее указанной даты. Так было, например,  в школах Уфы: № 29 и № 155, №17. В Нагаево в школе № 147, в школах с. Калинники Бирского р-на, школах деревень Новобалапаново, Еникеево, Муракаево, Ниязгулово Абзелиловского района, с. Новоурсаево Бакалинского р-на, с. Коварды Гафурийского р-на, с. Бабаево Калтасинского р-на. В разговоре по телефону с этими школами в некоторых школах сразу же объявляли, что выбрали ОСЭ;

- зачастую собрания назначается не общее собрание для всех классов, а три – четыре одновременно, что затрудняет присутствие нашего представителя на всех собраниях. В прошлом году в Октябрьском районе г. Уфы вообще все собрания в районе во всех школах были назначены в один день и в одно время;

- нашим представителям обещают, что их пригласят, но не приглашают, как например, в школах Салаватского, Кигинского и Мечетлинского районах.

- отказываются допустить на собрание, как, например, в школах Уфы № 15, № 124, в школах с. Поляковка Учалинского р-на, с. Сабанаково Мечетлинского р-на (там и муллу не пускают).

- отказывают в участии в собрании, оправдывая боязнью жалоб начальству со стороны родителей, как в школе с. Бобино Мечетлинского р-на;

- отказ со стороны директора школы им. Василия Николаева села Чуваш-Карамалы: причина- нет квалифицированных преподавателей, боязнь разделения учеников по конфессиональному признаку;

- отказывают, требуя согласовать присутствие на собрании со своим РОНО, либо вообще не признают Регламент в качестве обязательного к исполнению, указывая на отсутствие аналогичного местного распоряжения. Например, в 124 школе г. Уфы завуч по учебной работе заявила, что школа не имеет права допускать представителей на собрания и что РОНО не давал распоряжений. Представитель допущен так и не был;

- отказывали, но пустили лишь после вмешательства епархии в  школах Уфы №34 и №22, №111.

3. Не предоставляют родителям свободу выбора модулей.

- Заявляют, что выбирают только ОСЭ, как, например,  в школе с. Кузаяк (Иглинский р-н) и в гимназии № 111 (г. Уфа);

- в г. Октябрьский в школе №15 преподаватель заявила, что будет преподаваться только предмет ОСЭ, мотивируя это отсутствием педагогов, подготовленных к преподаванию других модулей;

- в г. Октябрьский в  СОШ №13 заявления родителями уже были написаны до прихода представителя.

- в школе №141 г. Уфы педагог рассказывала родителям, что администрации школы и педагогам гораздо удобнее, если все родители выберут одну дисциплину, для изучения которой уже есть все необходимое и подготовлены педагоги;

- в «Центре образования №159»г. Уфы педагог сообщила, что для реализации этого выбора нужны возможности, которыми школа не располагает (учебники, классные комнаты, подготовленные педагоги);

- в школе с. Метели родителям объявили, чтобы выбирали светскую этику, так как нет учебников для ОПК.

По окончании работы дискуссионной площадки первый заместитель министра образования РБ Мавлетбердин Ильдар Маратович предложил следующие меры по устранению препятствий  к обеспечению родителям учащихся свободы выбора модулей, в том числе и конфессиональных, в Республике Башкортостан.

1. Донести до  администраций школ и местных органов управления образованием, что обеспечение права родителей на свободный выбор является их обязанностью.

2. В кратчайшие сроки  создать при министерстве образования РБ Межведомственную рабочую группу (МРГ) по выработке предложений по вопросам совершенствования реализации комплексного учебного курса для общеобразовательных организаций «Основы религиозных культур и светской этики» под председательством заместителя министра образования и с привлечением представителей традиционных централизованных религиозных организаций Республики.

3. Обсудить на первом заседании МРГ обозначенные Башкортостанской митрополией проблемы.

4. При подготовке учителей для преподавания модулей курса ОРКСЭ расширить взаимодействие с представителями традиционных религий.

5. Продумать возможность  предоставления школами возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ.

 

Руководитель отдела
религиозного образования и катехизации
Уфимской епархии
протоиерей Роман Хабибуллин