Новости Томской митрополии

Православные следопыты Томска провели юбилейный праздничный сбор

Источник информации: Томская митрополия
Адрес новости: http://pravoslavie.tomsk.ru/news/5406/
14 Декабря 2021
Томские скауты отметили 30-летие со дня образования Братства православных следопытов (БПС), которое отмечалось в России 6 декабря. Встреча проходила на территории Знаменского храма.

Напомним, что Братство православных следопытов было создано по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1991 г. как Федерация православных следопытов. Настоящее название организация получила в 2000 г.

Священный Синод от 5 марта 2010 г. одобрил деятельность Братства как успешную форму православного воспитания детей и подростков и рекомендовал епархиальным Преосвященным развивать деятельность организации на местах.

Добавим, что в Сибирском регионе действуют всего три официально зарегистрированные организации БПС: в Томске, Кемерово и Красноярске.

Томский отряд БПС в честь апостола Андрея Первозванного ведет свою историю с 28 октября 2012 года, в этот день прошел первый скаутский сбор с участием двух следопытов. Действует отряд при Знаменском храме г. Томска. Ребята собираются каждое воскресенье в 15:00.

Как рассказал руководитель Томского регионального отделения «Братства православных следопытов» штатный священник Знаменского храма протоиерей Игорь Смородин, на текущий момент в отряде состоят 10 мальчиков в возрасте от 12 до 17 лет.

За прошедшие 9 лет многие следопыты томского отряда получили спортивный разряд по туризму, становились победителями и призерами городских и межрегиональных состязаний и конкурсов. Были проведены десятки походов и лагерей, продолжительностью от 4 до 18 дней. Ребята побывали в Асиновском, Зырянском и Тегульдетском районах Томской области, в горах Кузнецкого Алатау, на озере Байкал, во многих городах Сибири, участвовали в Георгиевском параде в Москве на Поклонной горе.

Православные следопыты изучают основы православной веры, русскую историю и географию, историю и символику своей организации и всемирного скаутинга, получают практические навыки по лагерному делу, выживанию, оказанию первой (доврачебной) помощи.

В условиях полевой жизни следопыты учатся преодолевать трудности и помогать друг другу. В такой обстановке наставники-инструкторы, сами разделяющие с ребятами быт походной жизни, воспринимаются ими как старшие и более опытные товарищи, а не как воспитатели. Это сближает и дает возможность более плодотворного воздействия на душу подростка. Путь от сердца к сердцу сокращается. Большое значение имеет традиция бесед у вечернего костра. В таких беседах уместно разъяснить евангельское событие или притчу, рассказать случай из жития святого, ответить на вопросы ребят, касающиеся духовной жизни. В такой атмосфере дети чувствуют себя более свободно, чем сидя за партой в воскресной школе, задают интересные вопросы и не стесняются участвовать в обсуждении. Таким образом, удается преодолеть барьер формального подхода к воспитанию подростков.

Протоиерей Игорь Смородин отметил, что дети приходят в скаутский отряд разными путями. Их могут привести друзья, они могут встретиться со скаутами на улице или в школе, во время проведения игр или других мероприятий. Бывает, что родители узнают об отряде и стараются вовлечь своих детей в его жизнь.

Одиннадцатиклассник Павел Рачеев рассказал, что он узнал о Братстве еще за несколько лет до вступления в него.

– Первый раз я пришел на сбор БПС в 2016 году, который проходил на территории Троицкой церкви. На этом сборе я встретил знакомых мне ребят, с которыми я раньше учился в воскресной школе Петропавловского собора. В этот день проходила сдача теории по Православию и истории организации, а также практических умений на разряды, во время которых я узнал много нового для себя. Деятельность организации заинтересовала меня так, что я стал периодически ездить в скаутские лагеря, а затем начал активно участвовать в жизни отряда апостола Андрея Первозванного, – поделился юноша.

Павел добавил, что в отряде его научили основам выживания в лесу (ставить палатку, разводить разные виды костров, самостоятельно готовить еду в полевых условиях, вязать туристические веревочные узлы и применять их на практике). Здесь он узнал историю организации и ее устройство, продолжил активное изучение Православия после выпуска из воскресной школы.

Но главное, по его словам, здесь он узнал, что значит дружить и нашел много друзей.

– Главное что я для себя открыл – это настоящая дружба и готовность всегда помочь ближнему, вне зависимости от твоего духовного и физического состояния. За время пребывания в организации я приобрел настоящих друзей не только в родном городе, но и в других городах России. Все те, с кем мне посчастливилось побывать в скаутских лагерях, по-настоящему стали очень дорогими и близкими мне людьми, в независимости от их возраста. Такой дружбы я не встречал больше нигде, – подчеркнул скаут.

Справка:

Скаутское движение зародилось в Англии в 1907 г. и оттуда быстро распространилось по всему миру. Основателем скаутинга (от англ. «scout» — «разведчик») является генерал-лейтенант британской армии Роберт Баден-Пауэлл.

Профессиональный разведчик решил опробовать на практике собственную теорию воспитания детей. Летом 1907 г. на острове Браунси прошел палаточный лагерь, в котором участвовали 22 мальчика, ставшие первыми в истории скаутами. Ребята были разделены на пять групп, названных патрулями, во главе каждой стоял назначенный командир. В течение восьми дней скауты учились жить на природе, сами готовили еду, строили жилище, учились ориентироваться на местности, изучали растения и животных, но самое главное, учились понимать друг друга и помогать тем, кто оказался в беде.

О первом скаутском лагере заговорили сначала в Англии, затем и во всем мире. Стихийно стали собираться группы ребят и играть в разведчиков. По вечерам, проводя беседы у костра, Роберт Баден-Пауэлл выработал законы жизни скаутов, в основу которых положил благородные принципы средневековых рыцарей. Тогда же родилось и торжественное скаутское Обещание, выражающее дух скаутского движения. Сегодня в Братстве православных следопытов оно звучит так: «Честным словом обещаю по мере своих сил исполнять свой долг перед Богом, Родиной и ближними и выполнять законы православных следопытов».

Затем выходит книга Баден-Пауэлла “Scouting for boys”, в которой он подробно изложил свой опыт воспитания молодежи. С этой книгой в оригинале ознакомился будущий страстотерпец, император Николай II. В то время Россия переживала кризис, связанный с поражением в русско-японской войне и нуждалась в нравственном и духовном оздоровлении. Государь распорядился перевести книгу на русский язык, и она вышла в России, изданная Академией Генерального штаба под названием «Юный разведчик». Последний русский царь благоволил новому молодежному движению и даже зачислил его членом Цесаревича Алексия. Скаутские отряды стали возникать по всей России. По некоторым данным, к 1917 г. в стране насчитывалось до 50 000 скаутов-разведчиков в 143 городах, в т.ч. в Томске. Многие священники и несколько архиереев Русской Церкви прошли в юности школу воспитания в скаутских отрядах.

События 1917 г. не обошли стороной и скаутское движение. Разведчики были объявлены «вне закона», более 1000 руководителей скаутского движения были репрессированы, многие вынужденно эмигрировали из России. Эмигранты сохранили дух российских скаутов, верность Православию, любовь к Родине, драгоценные традиции товарищества и воспитания молодежи.

В 1991 г. скаутское движение в России обретает вторую жизнь. Вновь организуются отряды, дружины, воспринявшие преемственность и дух дореволюционного разведчества. Восприемниками традиций первого русского скаутского отряда, организованного еще в 1909 г. офицером российской армии О.И. Пантюховым, стали две близких друг другу по духу организации: Организация российских юных разведчиков (ОРЮР) и Братство православных следопытов (БПС).