Новости Томской митрополии

Томичи прославили чудотворный Почаевский образ Божией Матери

Источник информации: Томская митрополия
Адрес новости: http://pravoslavie.tomsk.ru/news/5236/
5 Августа 2021
5 августа, в праздник Почаевской иконы Божией Матери, в Богоявленском кафедральном соборе г. Томска митрополит Томский и Асиновский Ростислав возглавил Божественную литургию.

Накануне праздника, вечером 4 августа, глава Томской митрополии возглавил в соборе полиелейное богослужение. Его Высокопреосвященству сослужили протоиерей Евгений Морозов, иерей Олег Огнев, иерей Вячеслав Перков, иерей Вячеслав Кабанин.

На полиелее прихожанам Богоявленского собора было предложено испить святой воды, привезенной в храм с Почаевской горы, где было явление Божией Матери монахам в 1340-м году.

Во время богослужения архипастырь прочел канон Почаевской иконе Божией Матери.

Подлинник Почаевской иконы находится в Свято-Успенской Почаевской лавре уже более 400 лет. Образ принадлежит к иконописному типу Елеуса, иначе – «Умиление».

Во время богослужения глава Томской митрополии обратился с проповедью к собравщимся богомольцам:

– Сама Почаевская гора стала особым избранием Пресвятой Богородицы с 13 века. До того это место, полностью ничем не примечательное и неизвестное, стало всемирной святыней. Это было в 1240-м году. Тогда войска Батыя, которые совершали свое молниеносное завоевание русских земель, дошли и до города Киева. Они разорили Киев, и монахи Киево-Печерской лавры искали спокойных и более тихих мест для своих монашеских подвигов. Тогда, покинув дорогой и близкий им сердцу Киев, они дошли до западных пределов Руси, до Волынской земли, и увидели одну из гор, которая была вся испещрена известковыми природными пещерами. Вода вымыла в этой горе пещеры, и они напомнили монахам пещеры Киево-Печерской лавры. Монахи решили здесь остановиться, тем более, что до тех мест татары так и не доходили.

Поселившись, они образовали монастырь. Но место было не обжитое, не устроенное. Не хватало самого необходимого. И поэтому монахи печалились об этом, но особенно печалились они оттого, что вынуждены были терпеть разлуку со своим родным Киево-Печерским монастырем.

Чтобы утешить монахов, ободрить, а также благословить их подвиг как не менее святой, чем в Киеве, им явилась однажды Сама Пресвятая Богородица. Это было глубокой ночью, когда монахи совершали каждый в своей пещере молитвенное правило, и вдруг увидели, что вне их пещер было светло, как будто днем. Повыходив из своих пещер, они увидели, как на вершине Почаевской горы будто сияет яркое солнце, некий огненный столп, появившийся там. Удивленные этим явлением, монахи решили подняться и посмотреть, что же там такое.

Вместе с монахами поднялись на вершину Почаевской горы и пастухи, которые у подножия горы, неся ночную стражу, пасли овец. Как пастухи, так и монахи – свидетели величайшего чуда. На вершине горы они увидели Саму Пресвятую Богородицу, Которая молилась об этом месте и о всех, призывающих на помощь Ее, Царицу Небесную, а также Ее Сына.

Благословив монахов, благословив пришедших пастухов, Пресвятая Дева после молитвы стала невидима. Когда же монахи и пастухи поднялись к тому месту, где стояли стопы Царицы Небесной, чтобы облобызать саму землю, саму скалу, на которой стояла Божья Матерь, они были еще более поражены, потому что на том камне, где стояли ноги Пречистой, они увидели, как в воске, отпечатавшийся след от правой ноги Божией Матери. Это углубление оказалось заполнено чистой прозрачной водой. Не источник здесь появился, а сам камень в том месте, где запечатлелась стопа Божией Матери, как некое миро, стал источать эту благодатную воду.

Прославив Царицу Небесную и эту, появившуюся на Почаевской горе святыню, монахи, преисполненные благодушного настроения, стали продолжать свои подвиги. Укрепляемые Божией Матерью, они трудились на горе Почаевской, и так было до 16 века, когда Матери Божией захотелось прославить Почаевскую гору еще одной святыней.

В то в время из Москвы через Западную Украину (тогда она называлась Западной Русью) направлялась в Грецию делегация вместе с митрополитом Неофитом, который по церковным делам приезжал в Москву. Проезжая через земли Волыни, он нашел гостеприимный прием в доме у одной благочестивой помещицы по имени Анна Гойская. Ее имение было как раз у подножия Горы Почаевской. Пробыв у нее несколько дней и отдохнув со своей свитой, митрополит Неофит продолжил свой путь, но в благодарность женщине он подарил старинного письма икону Пресвятой Богородицы. На этой иконе Богородица изображена в окружении некоторых святых. С благодарностью Анна приняла эту икону.

За века своего существования Почаевский образ Божией Матери излил Божью благодать на множество людей, что говорит о великой любви и милости Богородицы к каждому человеку.