Новости Смоленской митрополии

Митрополит Исидор принял участие в секции «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXIX Международных образовательных чтений

17 Мая 2021

2021-05-17_4 - копия

2021-05-17_2 2021-05-17_6 2021-05-17_8 2021-05-17_4 - копия


17 и 18 мая в рамках XXIX Международных образовательных чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа» Синодальный отдел по монастырям и монашеству проводит направление «Древние монашеские традиции в условиях современности».

17 мая состоялось Пленарное заседание направления, которое возглавил Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополит Каширский Феогност, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

Митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор принял участие в работе заседания и выступил с докладом «Достойный преемник крестителя Руси. Судьбоносный выбор святого благоверного князя Александра Невского и его значение для развития монашества на Руси».

В своем выступлении Высокопреосвященнейший митрополит Исидор отметил:

«Считаю важным определить доминанты служения святого благоверного великого князя Александра Невского как преемника святого равноапостольного великого князя Владимира.

Мы называем святого князя Владимира Крестителем Руси, определившим цивилизационный выбор и стоявшим у истоков созидания Русского мира, главным стержнем которого является воссиявшая на Руси вера Христова. Святой Владимир, подобно святым апостолам, нес Благовестие «до края земли» (Деян. 1, 8) и ввел свой народ в Церковь Христову. Продолжая апостольский подвиг, святой князь Александр, соделавшись «светилом в мире, содержа слово жизни» (Флп. 2, 15) стал «вождем к Небесем стада своего христолюбиваго», сохранив Православную веру, и став государем земной отчизны, которую святитель Филарет, митрополит Московский, называет блаженной, ибо она «доставляет своим гражданам средства достигать Отечества Небесного».

Крещение Руси стало началом для формирования русской национальной общности, объединившей в едином духовном пространстве Церкви Христовой различные племенные сообщества и социальные слои. Впервые мы можем говорить об само-осознании русского народа как единого народа, единой нации – «народа Божия». Другой стороной этого процесса было формирование русской христианской государственности и системы церковно-государственных отношений. XIII век стал тем ключевым моментом, когда русская государственность, основы которой были надорваны княжескими междоусобицами и внешними угрозами, получила новый, мощный импульс развития. Благодаря княжескому служению святого Александра Невского были заложены основы формирования Московского государства, благоверный князь сумел сохранить национальную идентичность русского народа и продолжить созидание Русского мира, став основоположником альтернативной политики Московского государства XIV–XVII веков, сущность которой состояла в следующем: меч – Западу, мир –Востоку.

Еще один аспект, в котором св. Александр Невский проявил себя достойнейшим наследником великого князя Владимира – созидание культуры русского народа. Культурный перелом языческой Руси, явившийся следствием принятия христианства, стал началом формирования русской православной культуры, которая строилась в соответствии с христианскими идеалами и нормами и уже спустя менее, чем через два столетия после Крещения Руси, переживала необычайный расцвет в архитектуре, изобразительном искусстве, литературе. В страшном XIII веке многие русские города были разорены полчищами Орды, с лица земли были сметены величественные храмы и монастыри. Сохранение Православной Церкви, как главной носительницы русской культуры, неустанное созидание городов и храмов в годы княжения святого Александра Невского обусловило дальнейшее развитие православной культуры и позволило нам стать наследниками шедевров русской культуры домонгольского периода.

Все рассмотренные грани преемства между святым князем Владимиром и святым князем Александром Невским имеют в своей основе Православную веру. Выбор, сделанный этими святыми великими князьями в разные исторические эпохи, повлиял на судьбу всей Русской земли, и сформировал историческое лицо нашего Отечества – то, что мы называем Святою Русью. И если святой князь Владимир создал основание, на котором воздвигнут тысячелетний собор православной веры, российского государства и русской культуры, то святой князь Александр, «ношению креста в последовании Христу нас научивый», сумел сохранить это фундаментальную цивилизационную основу российского общества и государства в годы лихолетья, определив на столетия вперед горизонты духовного, политического, социально-экономического и культурного развития нашей Родины.

Убежден, что общенациональное празднование 800-летнего юбилея святого благоверного великого князя Александра Невского будет способствовать осмыслению жертвенного подвижнического служения этого святого угодника Божия. И через это осмысление, через стремление к подражанию его подвигу все мы – граждане великой России – будем способны в том служении, на которое призвал каждого из нас Господь, и в любых, самых сложных жизненных обстоятельствах, сохранять историческое и культурное наследие России и единство русского народа».