Новости Санкт-Петербургской митрополии

Прошел мастер-класс по храмовой флористике

29 Октября 2022
Мастер-класс по храмовой флористике состоялся 28 октября в духовно-просветительском центре имени священномученика Философа Орнатского Константино-Еленинского монастыря в помещении Музея христианской культуры.

Своим мастерством поделились призер Международного ежегодного фестиваля флористов в Санкт-Петербурге Феодора Мячина, призер международных и всероссийских фестивалей флористов Елена Кладовщикова, храмовый флорист Константино-Еленинского монастыря Светлана Замешайлова. Участниками мастер-класса стали флористы приходов Санкт-Петербурга.

Темы - оформление аналойной и крупномерной иконы; венок на "оазисе" и гирлянда; спиральная техника сборки букета; подарочный букет настоятелю, игумении.

Светлана Замешайлова отметила, что цветочное оформление храма к празднику должно соответствовать цветам священнических облачений в этот день. Священники служат в красных одеждах на Пасху и в дни памяти мучеников, в зеленых - в праздники в честь преподобных, в фиолетовых - в Великий пост и на Крестовоздвижение, в Богородичные праздники - в синих, на Рождество Христово - в белых.

Поскольку мастер-класс прошел накануне Дня памяти жертв политических репрессий, основным цветом для оформления иконы были выбраны красный и пурпурный. Светлана подчеркнула, что преподобномученик Андрей Критский (ему посвящен находящийся рядом с Музеем христианской культуры храм монастырского подворья) тоже был жертвой политических репрессий, просто в далекие времена. И, разумеется жертвой политических репрессий был протоиерей Философ Орнатский и его сыновья, причисленные в 2000 году к лику святых.

Мастер-класс начался с оформления аналойной иконы. Для этого нужно подобрать пластиковые деки нужного размера, в которых размещается флористический оазис - специальная губка, которая пропитывается водой: в нее втыкают стебли цветов.

Феодора Мячина объяснила, что стебель, который втыкается в оазис, должен быть обрезан под углом. При подготовке оазиса он должен сам утонуть, не нужно специально "топить" его, кладя сверху тяжелые предметы. Лучше класть оазис на большую поверхность, а не боком, так он правильно пропитается водой. Цветы нужно вставлять в оазис глубоко, чтобы они не вывалились.

Елена Кладовщикова отметила, что храмовая цветочная композиция, в отличие от светского букета, не должна привлекать слишком много внимания. Светлана Замешайлова рассказала, что как-то после богослужения спросила одну монахиню, понравилось ли ей оформление. "А что, было оформление?" - спросила она в ответ. Это, считает Светлана, была высшая похвала.

Елена продолжила, что из композиции не должно ничего торчать, это может помешать человеку подойти к иконе. Не нужно использовать колючие растения, растения с сильным запахом, который может вызвать аллергическую реакцию. Верхнюю часть аналойной композиции нужно сделать выше, чем боковые части. На вопрос, почему используются именно эти виды цветов, она ответила, что в разных культурах, и в христианских в том числе, много веков разрабатывалась символика цветов, но сейчас этот язык утрачен. Современные флористы редко прибегают к символическому смыслу растений, ориентируются в основном на цвет. Она отметила, что лучше, когда флористика сезонная, то есть зимний букет должен отличаться от летнего или осеннего.

Светлана Замешайлова рассказала, как рассчитывать количество флористического материала в зависимости от длины иконы. Она отметила, что казначей храма может призвать к экономии. При составлении композиции не надо увлекаться симметрией - в природе симметрии не бывает.

На вопрос, по какому принципу распределять крупные цветы, Феодора Мячина ответила, что нужно руководствоваться правилом золотого сечения - пропорция должна быть 8:5:3. Она рассказала, что история храмовой флористики начинается с древних времен: цветы всегда были одним из важнейших приношений богам.

Елена Кладовщикова продемонстрировала изготовление подарочного букета в стиле бидермайер. Основа - кустовые розы с бутонами. Она рассказала, что нужно все время поворачивать букет, регулировать уровень растений: сердцевина должна быть выше, чем края. Каждый стебель необходимо подрезать наискосок.

Участники мастер-класса прошли в храм преподобномученика Андрея Критского, где в подсобном помещении их ждали заготовки для изготовления гирлянды.

В завершение мастер-класса созданное мастерами обрамление разместили вокруг аналойной иконы преподобномученика Андрея Критского. Светлана Замешайлова провела краткую экскурсию по храму, познакомила с его святынями.

ИА "Вода живая",
28.10.22