Новости Санкт-Петербургской митрополии

Прошла экскурсия "Колокольни и звоны Смольного монастыря"

17 Марта 2022
Премьера авторской экскурсии "Колокольни и звоны Смольного монастыря" состоялась 13 марта в Смольном соборе. Ее провел звонарь собора Игорь Александров.

Началась экскурсия с посещения звонницы, которая располагается в левом приделе собора. Игорь Александров исполнил несколько звонов, ныне действующих в Смольном соборе, а затем попробовать смогли и экскурсанты. Затем у макета собора было рассказано об истории его строительства. Экскурсия продолжилась на улице, у 10-тонного колокола-благовестника, расположенного перед входом в храм.

Затем группа вернулась в собор и ознакомилась с другим макетом, воспроизводящим собор в разрезе. Игорь Александров рассказал об истории пятиярусной колокольни, которая была спроектирована великим Растрелли, но не построена. Планируемая высота - 149 м - делала ее самым на тот момент высоким сооружением в городе. В первом этаже предполагалась арка, во втором - надвратный храм. Императрица Елизавета Петровна желала отлить колокол, который превышал вес царь-колокола, и Растрелли пришлось внести изменения в проект, добавить еще один ярус. Если бы этот проект осуществился, высота колокольни была бы 170 м, она превышала бы высоту пирамиды Хеопса и была самым высоким строением в мире.

Специально для нужд строительства Смольного собора были построены кирпичные заводы, организована доставка материалов. На строительстве работали более 2 тыс солдат и рабочих ежедневно.

При закладке фундамента столкнулись с проблемой слабых грунтов. Было забито 60 тыс свай из мороженого дуба. Для строительства колокольни было забито более 10 тыс свай.

В 1756 году было завершено строительство стен собора и двух храмов без внутренней отделки. В 1757-м началась война с Пруссией, и темпы работ замедлились. При Екатерине II собор был почти достроен, но у императрицы были другие приоритеты. В то время архитектор Растрелли отвечал одновременно за несколько объектов. Он успел завершить все, кроме собора, подал прошение об отставке и уехал в Италию. После Растрелли отвечать за строительство стал архитектор Юрий Фельтен.

Екатерина II отказалась от завершения строительства колокольни. Ее достроили только до первого яруса, а в 1833 году, уже в эпоху царствования Николая I, она была полностью разобрана, монастырь упразднен, Смольный собор стал главным храмом всех учебных заведений. Это решение сказалось и на судьбе колоколов. В отсутствие колокольни было решено расположить колокола на купольных башнях. До наших дней сохранились балки и крепления, по которым можно определить, сколько колоколов там было: на северо-западной башне их было пять, на юго-западной - одиннадцать.

Завершал строительство собора архитектор Василий Стасов. Он разработал проект колоколов, но где хранятся его эскизы, неизвестно. Интересно, что при отливке колоколов использовались ненужные медные монеты, оставшиеся после проведенной денежной реформы. Стасов добился, чтобы эти монеты были направлены на изготовление колоколов.

Экскурсия завершилась на звоннице Смольного собора, которая сейчас используется как обзорная площадка. Сейчас используется звонница в левом приделе и благовестник, находящийся на улице. На площадке можно послушать аудиоэкскурсию, посмотреть на наш город сверху не только невооруженным глазом, но и через телескоп.

"Для меня эта экскурсия - первый опыт, - рассказал Игорь Александров корреспонденту ИА "Вода живая". - Идея назревала, сейчас очень важная тема - воспитание чувства соборности в обществе. Координатор по экскурсиям предложила мне собрать материал. Мы хотели сначала рассказать об истории колокольного дела, объяснить, как правильно воспринимать колокольные звоны. Не все люди, кто не имеет музыкального образования, могут правильно чувствовать музыку; так и с колоколами. Была цель рассказать о глубоком смысле колокольного звона. Но звон создается не только колоколами - на акустику влияет само пространство. Поскольку мы находимся в Смольном соборе, возникла тема его строительства, стало понятно, что без этого в экскурсии не обойтись. Растрелли был гениальным архитектором и очень тонко продумывал акустические свойства колокольни. На экскурсии, к сожалению, невозможно обо всем этом рассказать, приходится рассказывать тезисно. Я очень рад, что на экскурсии присутствовали звонари, они понимали, о чем я говорю. В дальнейшем я планирую сделать не одну, а серию экскурсий, каждая из них будет готовить к восприятию информации для следующей экскурсии. У меня есть уже материал на три экскурсии. Нужно уделить внимание биографии архитектора Растрелли, он очень много сделал для нашего города и был интересной личностью".

Фото Алексея Фефелова
ИА "Вода живая",
13.03.22