Новости Санкт-Петербургской митрополии

Открылась выставка керамических икон Сергея Шихачевского

6 Августа 2021
Открытие выставки "Ограда. Керамические иконы Сергея Шихачевского" состоялось 5 августа в Музее архитектурной художественной керамики "Керамарх" в Государевом бастионе Петропавловской крепости. Выставка подготовлена в сотрудничестве с Музеем истории Санкт-Петербурга.

Открывая выставку, директор музея "Керамарх" Константин Лихолат отметил, что название выставки - "Ограда" - не ассоциируется в создании с керамическими работами. Но, знакомясь с творчеством мастера, зритель найдет ответ на этот вопрос. В произведениях художника, подчеркнул он, заложена философская глубина, которая каждый раз открывается заново.

Сам художник объяснил название тем, что большинство его керамических икон установлены на столбах храмовых оград. Первые его опыты по созданию керамических икон связаны с московской церковью Введения в Барашах и относятся к 2004 году. Однако сам художник считает началом своего пути в этой области 2013 год, когда он исполнил первые девять рельефных икон вертикального формата для ограды этого храма. Несколько интересных проектов Сергея Шихачевского последних лет связаны с городом Троицком - наукоградом, вошедшим в 2012 году в состав Москвы. Работа в храме Живоначальной Троицы, как и в случае с церковью в Барашах, началась с росписи интерьеров в 2018 году, а в течение 2019-2020 годов художник работал над керамическими иконами и вставками с символическими и орнаментальными композициями для столбов, ограждающих храм.

"Фасадная икона образует некий круг, для меня форма ограды - своеобразный "выход в народ", - сказал художник. - Я с большим пиететом отношусь к традиционным иконам на досках - в Византии, например, ради одной маленькой иконы могли построить огромный собор. Я не претендую на такую значимость, мои иконы в основном находятся на внешней стороне храма. Я делаю также "портретные" иконы в подарок определенным людям. Если приглядеться, видно, что все иконы различны по пропорциям. Это не случайно: останавливаясь возле каждой, необходимо вступить с ней в диалог. Хоть я не петербуржец, очень люблю ваш город. Когда работал над образом Благовещения, меня вдохновила створка алтаря работы Симоне Мартини, которая хранится в Эрмитаже. Вторая створка, так получилась, находится в Вашингтоне. Обдумывая этот факт, я пришел к такому решению: Богоматерь находится в земном пространстве, архангел - в небесном, и золотые звезды летят из его мира в наш. В Троицке впервые применил прием соединения изображения и текста. Впоследствии использовал его для иерусалимского Крестовоздвиженского монастыря, а потом стал делать рельефы с текстом просто для себя. На этой выставке я хочу показать, с одной стороны, возможности заимствования из всего корпуса христианского искусства: вы найдете у меня мотивы западноевропейского витража, романского рельефа. С другой стороны - что христианское искусство может быть живым и в то же время - искусством, а не ремеслом".

Куратор Анастасия Долгова рассказала, что многие работы пришлось для выставки повторить. Одной из самых значительных работ Сергея Шихачевского стал памятник Ясеновацким новомученикам, установленный в 2020 году на месте самого крупного концентрационного лагеря в Хорватии, в котором, согласно открытым на данный момент сведениям, в годы Второй мировой войны было уничтожено не менее 700 000 человек. Но как представить эту работу на выставке? Художник предложил сделать макет из картона, были повторены рельефы, поскольку сохранились формы, к ним добавились сами формы, и теперь раздел, посвященный Ясеновацу, стал главным в экспозиции.

На выставке можно увидеть не только готовые работы, но и эскизы, пробники, гипсовые формы для отминки. Представлены и светские работы Сергея Шихачевского, в том числе ранние работы, созданные по мотивам немых фильмов. В различных произведениях можно почувствовать влияние деревянной расписной скульптуры, романских каменных раскрашенных рельефов, лиможских эмалей, западноевропейского витража, народного искусства. Так, тондо "Бегство в Египет" является авторской интерпретацией витража Шартрского собора, а в керамическом Благовещении отчетливо заметно влияние мастеров итальянского Ренессанса.

Сергей Шихачевский родился в Ростове-на-Дону в семье художников в 1956 году. В 1971-м поступил на оформительское отделение Ростовского художественного училища, а после службы в армии, в 1978-м - в Московское высшее художественно-промышленное училище (ныне МГХПА имени Сергея Строганова) на отделение керамики, которое окончил в 1983 году. Определяющим на своем пути к керамической иконе Шихачевский считает состоявшееся в 1992 году знакомство со священником Георгием Дроботом, иконописцем и членом парижского общества "Икона". Тремя годами позже художнику посчастливилось встретить и своего второго учителя - Адольфа Овчинникова, корифея отечественной реставрации и великолепного знатока христианского искусства. Вместе с ним в 1997 году Шихачевский попал в Каппадокию (территория современной Турции, знаменитая пещерными монастырями эпохи раннего христианства),что совершенно изменило его жизнь, раскрыв глаза на церковное искусство в целом. С 1992 года художник участвовал в росписи различных храмов как руководитель работ, художник-исполнитель, автор.

Выставка открыта до 16 ноября.

ИА "Вода живая",
05.08.21