Новости Санкт-Петербургской митрополии

Прошел мастер-класс епархиального фотографа Андрея Петрова

29 Мая 2021
Мастер-класс сотрудника епархиального информационного отдела фотографа Андрея Петрова прошел 27 мая в Казанском соборе в рамках пасхального фестиваля "Воскресение", организованного молодежным отделом.

Андрей провел исторический экскурс в историю фотографии, отметив, что в начале XIX века были предприняты первые попытки получения фотоизображения, и главной задачей было не только получить снимок, но и зафиксировать его на каком-то носителе. Прародителем современного фотоаппарата является камера-обскура, которая была известна еще в Древнем Китае. В XIX веке с развитием химии и оптики стала зарождаться фотографии в том виде, в каком мы сейчас ее знаем. Первое изображение в мире, которое осталось зафиксированным на серебрянкой пластинке, было получено в 1826 году, выдержка составляла 8 часов - понятно, что так можно было снять только пейзаж. В 1900 году фирма Kodak выпустила пленочную камеру на 6 кадров стоимостью 1 доллар и стала автором слогана "Вы нажимаете кнопку - мы делаем все остальное". Началась современная индустрия. Первый цифровой вариант получения изображения был предложен этой же фирмой. В 1980-х произошла цифровая революция, и технологии фотографирования стали доступны всем.

Андрей пояснил, что фотография базируется на трех основах: технологическая (понимание параметров выдержки, диафрагмы, фокусного расстояния, экспозиции), творческая (за нее отвечает композиция: как строить кадр и донести свою мысль до зрителя) и философская (важно понимать, для чего вы снимаете: это работа, творчество, познание себя и мира, коммуникация с людьми). Он рассказал о разновидностях фотоаппаратов, видах объективов и их особенностях, форматах снимков, пояснил, что такое фокусное расстояние, цветовая температура, экспозиция, композиция и другие параметры съемки.

Андрей Петров рассказал, что фотокамеры бывают зеркальными, беззеркальными и системными со съемными объективами. Камера - это основа системы, а оптику можно подобрать под свои нужды. Угол зрения всех объективов разный. Если интересуют пейзажи, логично иметь широкоугольный объектив, который позволяет охватить большое пространство в кадре. Для портрета объектив, наоборот, будет длиннофокусным. При хорошем свете даже с помощью бюджетного мобильного телефона можно сделать хороший кадр.

Для формирования насмотренности Андрей Петров посоветовал изучать фотоработы Анри Картье-Брессона, Уильяма Юджина Смита, мастера репортажной съемки Александра Петросяна, мастера ракурсной съемки Александра Родченко. Композиционные приемы можно изучить по книге Светланы Пожарской "Фотомастер".

По мнению фотографа, чем больше прочтений, тем лучше фотография. В фотографии должно быть больше, чем заложил автор. В качестве простых приемов, которые могут улучшить снимки, Андрей назвал правило золотого сечения (особенно при съемке архитектуры и пейзажей), ракурсную съемку для придачи снимкам динамики, прием "монокль", прием рамки (снимок в проеме окна, арки). При этом он отметил, что все технические ухищрения нужны только для одной цели - передать свою мысль.

"Чтобы развивать мастерство, важно найти свою тему - то, что вас интересует и трогает душу, сосредоточиться на этом и нарабатывать опыт. Если вам самому не интересно то, что вы снимаете, вы не заинтересуете никого другого. Техническую составляющую при усердии может освоить каждый, главный инструмент фотографа - он сам. Важно, что вы смотрите, что слушаете и читаете, с кем общаетесь, ваша насмотренность хорошими фильмами, живописью. В качестве примера приведу советский фильм "Летят журавли", в котором буквально каждая сцена - пособие для фотографа, как выстроить композицию. Задача фотографа - чтобы взгляд зрителя блуждал по пространству кадра, чтобы его было интересно рассматривать. Научиться грамотно снимать доступно любому, для этого нужна только время и практика, подобно тому, как христианин ходит в церковь и постепенно духовно возрастает", - подытожил Андрей.

Фото Лады Петровой
ИА "Вода живая",
27.05.21