Новости Санкт-Петербургской митрополии

Состоялась лекция о библейских эскизах Александра Иванова

19 Февраля 2020
Лекция Надежды Завальной "Библейские эскизы Александра Иванова" в рамках лектория "Предание.ру" состоялась 18 февраля в Свято-Владимирской школе Новодевичьего монастыря.

Надежда отметила, что по образованию она - историк античности, и Александр Иванов ей интересен как исторический живописец. Идея лекции родилась потому, что в свое время она описывала эти эскизы для портала "Экзегет.ру". Александр Иванов задумал 500 сюжетов, осуществил 200, а в лекции она расскажет о ста.

Лектор кратко напомнила основные вехи биографии художника: большую часть жизни он провел в Италии, где и работал над главной своей картиной - "Явление Христа народу". В Италии художник общался с писателем Николаем Гоголем. Иванов не спешил возвращаться в Россию и представлять свою картину, а когда это произошло, реакция общественности на произведение его разочаровала.

Находясь в Италии, художник получил заказ от Академии художеств на запрестольный образ для строящегося храма Христа Спасителя. Эскиз сохранился, но картина не была завершена. Неудавшийся образ приводит художника к решению иллюстрировать Библию. Более ранние библейские эскизы тщательно прорисованы, в отличие от более поздних. Поздние были созданы, когда у художника возник невероятный замысел общественного здания, покрытого фресками на сюжеты из Священного Писания. Задумано было 22 цикла из 500 сюжетов. Надежда Завальная подчеркнула, что сам художник наверняка понимал всю утопичность своего проекта, тем не менее, в течение двадцати лет рисовал маленькие картинки, показывая их только самым близким знакомым.

Демонстрируя слушателям слайды, Надежда обратила внимание на то, что ветхозаветные сюжеты получились у Иванова гораздо более оригинальными, чем новозаветные, за исключением относящихся к страстям Христовым. Возможно, причиной этого было знакомство с книгой немецкого теолога Давида Фридриха Штрауса (1808-1874) "Жизнь Иисуса", вышедшей в 1850 году. Для Штрауса характерно резко критическое отношение к догматизму в философии и религии. Не отрицая исторического существования личности Иисуса, он находил, что большая часть представлений о Нем имеет позднейшее происхождение, и пытался обнаружить греческие, еврейские и восточные источники этих сюжетов.

В композициях Иванова на библейские сюжеты видно знакомство с шедеврами Возрождения: художник то заимствует из них что-то, то отталкивается от них. Например, сюжет сотворения Адама довольно сильно отличается от известной трактовки Микеланджело: у Иванова Бог, вдыхающий душу в Адама, представлен как Отец, а Адам на этом рисунке - подросток. А вот в сюжете о грехопадении фигура Адама напоминает сюжет Микеланджело, причем место Бога в композиции занимает… Ева, а ее руки напоминают змей. Есть в этой композиции и отсылки к "Венере и Марсу" Ботичелли. Композиция "Изгнание из рая" напоминает картину Мазаччо. "Поклонение золотому тельцу" свидетельствует о том, что Иванов видел фрески Помпеи. А в сюжете Тайной вечери художник располагает фигуру Иисуса не по центру, чтобы композиция не напоминала фреску Леонардо да Винчи. Лектор обращает внимание на значимость положения рук в эскизах. Например, в "Призвании Авраама" жест Бога - это жест Распятия. Интересна ассирийская одежда, в которую облечены персонажи.

Эскиз о пришествие трех странников в дом Авраама и Сарры удивит зрителя, для которого данный сюжет прочно связан с иконой Андрея Рублева. Но Иванов, подчеркнула Надежда, не знал этого произведения - оно вошло в научный обиход позже. Сюжет же, разработанный художником, напоминает нам о Благовещении. В центре композиции - Сарра, одежды образуют на ее животе перекрестие - это знак будущей беременности.

Есть и другие переклички ветхозаветных и новозаветных сюжетов: так, пьющий Самсон вызывает ассоциации с той "водой живой", которую впоследствии Спаситель обещает самарянке.

Хотя лектор и предупреждала, что не будет касаться искусствоведческой проблематики, она не могла не упомянуть разность манер, в которых созданы эскизы, и новаторство художника. Часть эскизов колористическая, часть монохромная. Так, сюжет о принесении в жертву Исаака решен с помощью одних линий и напоминает рисунки Анри Матисса. Надежда также отметила, что Иванов как будто включает зрителя в композицию, делает его свидетелем событий.

Одна из самых символических композиций - "Сон Иосифа". В центре - Дева Мария, из Нее исходит свет. Ангел протягивает Иосифу руку Марии, а тень от этой руки читается как рука Бога Отца. В сюжете встречи Марии и Елизаветы в центре - фигура Девы Марии, Она освещена солнцем, а фигуры Захарии и Елизаветы - в тени, они еще находятся в пространстве Ветхого Завета. Встречу Христа и Никодима Иванов трактует как встречу Ветхого и Нового Завета. В сюжете Преображения Христос изображен внутри Ока Господня - только здесь, подчеркнула Надежда, открывается божественность Иисуса.

Александр Иванов необычно решает сюжет Голгофы: Богоматерь, ученики и женщины издали наблюдают за казнью. Часть фигур показаны лишь контуром, а в цвете решены фигуры Богоматери, апостола Иоанна, Марии Магдалины и Марии Клеоповой - тех, кто не побоится подойти к подножию Креста.

"Святые отцы предлагают различные варианты чтения и изучения Библии, - сказала в завершение Надежда Завальная. - А плодом размышлений Александра Иванова были эти эскизы. Живое отношение автора к Писанию роднит его с Джотто, Микеланджело. Иванов - наследник эпохи Возрождения для России".

Александр Иванов (1806-1858) родился в семье профессора живописи Андрея Иванова. В одиннадцать лет поступил "посторонним" учеником в Императорскую академию художеств. В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за картину "Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару". Общество поощрения художников посылает его на свой счет за границу. В 1830 году Иванов прибыл в Рим. В Италии копировал работы прославленных мастеров Возрождения, изучал Священное Писание, замыслил большое полотно о первом явление Мессии народу. В качестве подготовки в 1834-1835 годах написал "Явление воскресшего Христа Марии Магдалине". Картина имела большой успех и в Риме, и в Санкт-Петербурге, где в 1836 году художник удостоился за нее звания академика. Работа над картиной "Явление Христа народу" затянулась на двадцать лет (1836-1857). Выставка самой картины и всех относящихся к ней эскизов и этюдов была организована в одном из залов Академии художеств в 1858 году. Художник вскоре скончался от холеры, был похоронен на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга, в 1936-м перезахоронен с переносом памятника на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

ИА "Вода живая",
18.02.20