Серия "Семь писем из прошлого" - это семь портретов убиенной семьи: императора Николая II, императрицы Александры Феодоровны и их пятерых детей. Лица и фигуры проступают сквозь изуродованные пулями стены расстрельной комнаты Ипатьевского дома, каждая композиция включает факсимильный отрывок из письма и очертания черной оконной рамы, в которой явственно читается крест. Экспозицию дополняют другие работы художника, посвященные духовному пути России и ее истории в ХХ веке: "Революция. Октябрь", где черный ангел простирает руки над ангелом, венчающим Александровскую колонну, "Тризна" - Россия изображена в виде черной тарелки, на которой толпа демонстрантов идет мимо поверженной главы памятника императору Александру III в Москве. Картина "Расстрел царской семьи" находится в частном собрании, на выставке представлен постер: участники расстрельной команды предстают здесь размытой черной субстанцией, наползающей на изображение царской семьи и увлекающее ее во мрак; верхняя часть картины напоминает одновременно и пробитую пулями стену, и облака как символ горнего мира, а в центре картины - изображение Всевидящего ока.
"Мы вступаем сейчас в совершенно особенные дни - приближается дата столетия расстрела последнего российского императора и его семьи, отметил настоятель протоиерей Александр Сорокин. - Об этом много говориться и еще будет сказано - и на конференциях, и в проповедях. Нам здесь выпала счастливая возможность не столько произносить слова, сколько предаться безмолвным размышлениям, имея перед глазами эти произведения. Они говорят сами за себя, поскольку это прекрасные портреты всех семерых членов семьи Романовых. Можно любоваться ими как творением художника, при этом соотносить эти впечатления с мыслями, которые так или иначе посещают каждого верующего человека - и вообще человека, неравнодушного к нашей истории, к тому, что произошло сто лет назад. Мы не можем не воспринимать это событие как, по сути, сегодняшнее - по его плодам, результатам. Остается только пожелать, чтобы эти размышления были плодотворными, полезными для души, несмотря на весь трагизм происшедшего, чтобы прекрасное, которое мы наблюдаем в этих картинах, наставляло нас на всякую истину".
Александр Кондуров в своем выступлении признался, что давно интересуется церковным искусством, но никогда им впрямую не занимался: не писал иконы, не принимал участие в росписи храмов, хотя такая мечта у него есть. Он рассказал, что первую картину про трагедию царской семьи написал довольно давно: "Сейчас, в связи с трагической датой, решил вновь погрузиться в эту тему. Рад, что именно здесь, в освященном пространстве, люди увидят эти картины".
Искусствовед Дмитрий Северюхин отметил, что Кондуров - художник-экспериментатор, причем в его творчестве аккумулируется опыт и западного, и русского искусства. Но художник никогда не увлекался экспериментом ради эксперимента, его искусство всегда было наполнено смыслом и апеллировало к мысли и чувству зрителя.
Художник Алексей Талащук также подчеркнул интерес художника к древнерусскому искусству, особенно церковному, и рассказал, что в студенческие годы студенты "Мухи" ездили на практику в Ферапонтов монастырь и копировали фрески Дионисия. "В его работах красота предстает как духовное понятие", - сказал Алексей Талащук.
Александр Кондуров - известный петербургский художник-монументалист. Учился на отделении монументальной живописи Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени Веры Мухиной (ныне СПбХПА имени Александра Штиглица). Член Союза художников России, обладатель Гран-при Всесоюзного конкурса плаката, двух серебряных медалей ВДНХ, лауреат конкурса графики имени Владимира Набокова (Санкт-Петербург), лауреат международного фестиваля "Мастер-класс"". Участник международных биеннале, выставок в Польше, Финляндии, Англии, Италии, Германии, Японии. Персональные выставки проходили в России, США, Германии, Финляндии. Произведения художника находятся в музеях и частных собраниях России, Германии, Англии, Австрии, США, Швейцарии, Японии, Финляндии.
Выставка открыта по субботам и воскресеньям с 12:00 до 18:00 до 19 августа. Вход свободный.