Новости Санкт-Петербургской митрополии

26 Июля 2017
В дни принесения мощей святителя Николая в Санкт-Петербург священнослужители Санкт-Петербургской епархии осуществляли миссионерскую работу среди паломников. Самая большая нагрузка легла на духовенство Александро-Невской лавры, у насельников было множество послушаний. Корреспондент ИА "Вода живая" поговорил с некоторыми из них.

Протодиакон Иоанн Диденко отвечает за работу с добровольцами и подготовку миссионерских листков. Он рассказал, что был заранее проанализирован опыт Москвы.

"Наша задача - сделать так, чтобы люди не просто стояли, а получали пользу. Мы даже назвали это не "очередь", а "молитвенное стояние", и об этом написали в брошюре. Главное, чтобы человек, стоя к мощам, встретился со Христом. Пусть он не сразу приобщится к церковной жизни, но если у него останутся прекрасные воспоминания, они могут привести его в храм.

Мы работали с добровольцами, поскольку это первые люди, которых увидят паломники. Проводили встречи в Синем зале епархиального управления, где рассказывали, в чем состоит их работа, что такое лавра - многие из них здесь никогда не были. По образованию я психолог, и я беседовал с ними, объяснял, что то, что они здесь находятся, нужно в первую очередь им самим, что в результате этой пятичасовой смены они выйдут успокоенные, радостные, счастливые, потому что у них была возможность тысячам людей сделать что-то хорошее: улыбнуться, приободрить, спросить, чем помочь.

Объясняли добровольцам, что в случае, если кому-то в очереди потребуется врачебная помощь, нужно не оказывать ее самостоятельно и отсекать любые попытки предлагать какие-то лекарства, а обратиться к врачу.

Как-то выступал перед группой добровольцев и стал им говорить, что нужно духовно подготовиться, исповедоваться, причаститься… а потом оказалось, что это не церковные люди, а из городской добровольческой службы. Многие потом подходили и задавали вопрос, как можно исповедоваться и причаститься. Это прекрасно, я считаю.

Мы подготовили памятки для паломников, в которых содержится и полезная информация, и объяснение духовного смысла события. Напечатали более 400 тысяч этих листовок.

Работа с добровольцами продолжается. Они приходят на смену, и с ними проводится инструктаж. Старшие смены и священнослужители подходят в течение смены к добровольцам и отвечают на их вопросы".
Архимандрит Виталий (Радомысльский) дежурит на "горячей линии".

"Ежедневно к нам поступают до полутора тысяч звонков. Вопросы можно разбить на несколько категорий. Больше всего людей волнует время ожидания в очереди, где формируется очередь и как попасть в социальную очередь. Нередко приходится разъяснять, что люди приезжают спонтанно, и мы не можем сказать заранее, сколько будет через час-два, или к середине дня, или к его концу. С первой недели время ожидания увеличилось. Раньше люди стояли только на Чернорецком переулке и Тележной улице, теперь очередь перешла и на улицу Профессора Ивашенцова, и на Миргородскую улицу. Задействован резервный участок в Митрополичьем саду, что важно с точки зрения безопасности. Но прогнозировать мы не можем, мы можем только констатировать.

Один из важных вопросов, интересующих петербуржцев, - как формируется социальная очередь. Питер - "пожилой" город, здесь много пенсионеров, инвалидов, блокадников и чернобыльцев. Хотя мы татвердо стараемся придерживаться списка категорий граждан, имеющих право на социальную очередь, бывают и исключения. Например, есть инвалиды 1-й группы - не колясочники, они передвигаются самостоятельно, есть инвалиды 2-й группы, которым 80-90 лет, и их мы тоже благословляем и направляем в социальную очередь. Или, например, ребенок-аутист, который в силу своего заболевания не может стоять в очереди, или люди с психическими отклонениями... Есть инвалиды 2-й группы, но 3-й категории, приравненной к 1-й группе, блокадники, наконец".

Отец Виталий отметил, что есть и другая группа людей, не очень большая, но достаточно агрессивная, пытающаяся любыми средствами, не имея никаких на то оснований, попасть в социальную очередь.

"Мы пытаемся терпеливо объяснять неправильность их позиции. Говорим, что это не очередь в продовольственный магазин. Приближаясь к святыне, мы невольно переосмысливаем пережитое, испрашиваем прощения у родных и близких, заново учимся соизмерять физические силы с духовными. Отрадно видеть, как люди в очереди читают житие святителя Николая, молитвы, поют акафисты и тропари, рассказывают о случаях его заступления".

Часто на "горячую линию" звонят не только с вопросами, но и с благодарностью за прекрасную организацию:

"Недавно позвонила престарелая паломница из Тосненского района: она приезжала два дня подряд и дважды отстояла четырехчасовую очередь. Сердечно благодарила всех, кто организовал привоз мощей.

Мне лично хотелось бы высказать слова благодарности властям города, штабу по принесению мощей святителя Николая, прекрасной слаженной работе всех силовых структур, словом, всем, кто принимает непосредственное участие в организации этого важнейшего события в жизни нашего города. Вместе со мной послушание на "горячей линии" по благословению наместника лавры епископа Кронштадтского Назария несет игумен Филарет (Пряшников), а также психологи и специалисты из центра социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи "Контакт" и центра содействия занятости и профессиональной ориентации молодежи "Вектор". Большое им спасибо за доброе и внимательное отношение к вопрошающим".

Братия обители в священном сане несет послушание и в соборе, у мощей, и в очереди. Среди них - иеромонах Димитрий (Самойлов).

"Дежурство лаврской братии в очереди, как и у мощей, начинается в шесть утра и продолжается до последнего посетителя, - рассказал он. - Каждая череда поделена между священниками и занимает три часа. Если ты сегодня утром дежурил в очереди, то на следующий день дежуришь у мощей, хотя бывает, что три дня подряд дежуришь в очереди. При этом у каждого есть богослужебная череда, и расписание составляется с этим учетом. Например, утром я участвую в поздней литургии, а после этого несу послушание у мощей".

У мощей священники следят за порядком, за чистотой самого ковчега, координируют действия паломников и добровольцев.

"Приходится иногда проговаривать текст за добровольцев: бывает, они сбиваются, устают, ведь приходится говорить одно и то же в течение трех часов. Паломники иногда проходят и вспоминают, что забыли приложить свои иконки к мощам. Тогда добровольцы передают их нам, и мы прикладываем".

За лаврской братией закреплен участок очереди по набережной Монастырки и непосредственно в самой лавре.

"Бывает, мы дежурим на других участках, если там мало священников. Священники других благочиний служат в соборе молебны и акафисты, а когда они освобождаются, наш благочинный архимандрит Никита (Марков) направляет их в различные участки очереди.

Иногда, в исключительных случаях, мы помогаем людям быстрее пройти: у курсанта через час заканчивается увольнительная или приезжий человек опаздывает на поезд - в подобных ситуациях мы пропускаем вперед.

Бывает наоборот - люди имеют право на социальную очередь, но не пользуются им. Один человек в общей очереди дошел до рамки, и тут сотрудники правоохранительных органов заметили, что у него... протез ноги! Его сразу препроводили к нам, а мы отвели в социальную очередь. Оказался кандидат медицинских наук, врач-ортопед, ногу потерял в детстве, потому и решил выбрать такую специальность. Благодарил, оставил визитку, приглашал на прием, если вдруг возникнет такая необходимость.

Задача священника - поддерживать молитвенный дух очереди. Люди стоят от пяти до шести часов, под палящим солнцем или под дождем, не каждый выдержит.

Вопросы задают разные. Например, меня спросили: "Если моя знакомая в десять вечера прилетит из Мурманска, а в десять утра у нее самолет обратно, сможет успеть приложиться к мощам?" - "Да, - говорю, - если придет в пять утра и займет очередь, будет в числе первых и сможет вполне успеть".

Неужели никто не выражает недовольство? Отец Димитрий ответил, что таких мало, один на тысячу.

"В подобных случаях мы либо говорим с человеком, либо просим волонтеров организовать молебное пение: когда люди слышат величание или тропарь, у них настроение сразу меняется. Я объясняю, что время стояния в очереди нужно употребить с пользой для души, это ведь фактически паломничество в Италию, к святителю Николаю. Мы сами выходим на контакт, не надо ждать, пока тебя кто-то спросит. Охватываю группу в двадцать-тридцать человек - больше не нужно, люди должны тебя хорошо видеть и слышать. Спрашиваю, давно ли стоят, откуда они, и постепенно завязывается разговор. Рассказываю, как вести себя у мощей.

Довольно часто спрашивают, можно ли прикладывать к мощам фотографии. Вроде бы ответ "нельзя", но недавно был случай с женщиной - у нее муж лежал в Боткинской больнице, и врачи сказали, что он находится при смерти. Она приложилась к мощам и приложила его фотографию, а когда вернулась, обнаружила, что мужу гораздо лучше, и врачи сказали, что это чудо. Но тут, конечно, дело не в том, что фотография "помогла", а в том, что эта женщина искренне, горячо молилась".

По словам отца Димитрия, вопросы задают не только паломники, но и сотрудники Росгвардии, полиции, ФСО, несущие дежурство на территории Александро-Невской лавры.

"Часто спрашивают, можно ли просить о каких-то житейских вещах. Мы знаем святителя Николая как защитника сирых и убогих, и множество совершенных им чудес даже вошло в акафист. Поэтому с житейскими просьбами к святителю обращаться можно, но прежде всего надо просить духовной помощи.

Святитель при жизни исполнял заповеди Евангелия, и этого он ждет от нас. Главное чудо - это чудо преображения души, и к этому мы должны стремиться. Обычно я говорю людям, что нужно относиться к стоянию в очереди как к благу, которое врачует наши духовные немощи".

"Владыка Назарий поставил перед нами задачу общаться с людьми, - говорит другой насельник лавры, иеромонах Пимен (Шевченко). - Главное - живое искреннее общение с теми, кто много часов участвует в молитвенном стоянии. Бывает, люди устают, и любой разговор может помочь человеку взбодриться. В реальном, живом диалоге нельзя продумать заранее алгоритм, к каждому необходимо подходить индивидуально. Не всякий человек может и сформулировать свои вопросы. Иногда просто идешь вдоль очереди и видишь человека, глаза которого говорят: "У меня есть вопрос, но я не знаю, как спросить". Тогда подхожу, спрашиваю, есть ли у них силы, сколько они стоят, как давно они были в храме, исповедуются ли они и причащаются, и человек начинает отвечать, так и выстраивается диалог. Главная задача - не обойти всех, а поговорить с теми, кому ты действительно можешь помочь.

Степень церковности не зависит от того, как часто человек ходит в храм. Есть люди, которые ходят в храм регулярно, но понимания никакого нет. Важность этого события в том, что человек может прийти к пониманию через информацию, которую получает от священника, через буклеты, через волонтеров. Не важно, кто приходит. Ко Христу в большинстве случаев шли те, кто приносил своих больных в надежде на их исцеление. Но благовестие Христово, которым сопровождалось исцеление, меняло их жизнь. Так что молитвенное стояние к мощам - это повод поговорить с людьми о Боге, о вечности, о Христе.

В основном вопросы касаются порядка нахождения у мощей. Вопросы личного характера обычно не задают, потому что вокруг много народу. Но мы говорим, что по будним дням в соборе с семи утра до полудня находятся дежурные священники-духовники, которые не просто принимают исповедь, но и общаются, готовы ответить на любые вопросы. Важно, чтобы люди поняли, что Троицкий собор - не выставочная площадка, а то место, где человека всегда ждут и готовы проявить понимание и любовь".

Когда репортаж был уже закончен, отец Димитрий позвонил и рассказал, что только что ему задали самый необычный за все это время вопрос: "Зачем мощи возвращаются в Италию? Святитель Николай - наш святой, он должен быть в России!"

ИА "Вода живая",
25.07.17