В дворцово-парковом ансамбле "Ораниенбаум" 15 июня состоялся показ итогов реставрации Церковного павильона Большого Меншиковского дворца, на котором присутствовали представители федеральных и городских СМИ.
Комплексная реставрация Церковного павильона началась в 2000-е. В настоящее время интерьеру храма возвращен исторический облик конца XIX века. В дальнейшем планируется полностью воссоздать утраченное живописное убранство интерьера Церковного павильона из 39 стенных полотен.
Генеральный директор Государственного музея-заповедника "Петергоф" Елена Кальницкая рассказала журналистам, что музей недавно получил Гран-при на фестивале "Интермузей", в том числе и за развитие Ораниенбаума.
"Когда я пришла работать в музей, решался вопрос, каким должен быть иконостас возрождаемой церкви святого Пантелеимона в Большом Меншиковском дворце, - сказала Елена Кальницкая. - Была странная идея сделать этот иконостас из стекла. Но сейчас воссоздан иконостас Зарудного, который, собственно, здесь и был. Этот иконостас погиб во время войны в подвалах "Монплезира", и тогда - и долгое время спустя - музейному сообществу казалось, что восстановить его невозможно. Но прошло время, появилась историческая справка, проектные решения, и вот перед вами первый масштабный итог нашей работы - работы по своему масштабу и качеству уникальной. У этого храма будет музейная жизнь, для широкой публики он будет открыт на будущий год, тем не менее, мы сегодня сделали этот шаг, чтобы поделиться своей радостью".
Генеральный директор добавила, что по окончании работ храм будет освящен, богослужения в нем будут совершаться раз в год, на престольный праздник, для сотрудников музея; служить в Пантелеимоновском храме будут клирики собора святых апостолов Петра и Павла в Петергофе.
Главный архитектор ГМЗ "Петергоф" Сергей Павлов рассказал о том, что храм восстанавливался по крайне скудным фотоматериалам и натурным исследованиям. В советское время здесь была картографическая служба Балтийского флота, объем помещения был разделен на несколько этажей. В процессе разборки межэтажных перекрытий были найдены подлинные детали интерьера, которые были законсервированы. На некоторых местах с утраченной лепниной сохранился карандашный рисунок, возможно, руки самого Антонио Ринальди. При воссоздании иконостаса были изучены другие работы его автора Ивана Зарудного: иконостасы Петропавловского собора Петропавловской крепости и Преображенской церкви в Таллине. Главный архитектор добавил, что Церковный павильон будет открыт для посетителей только в летнее время: храм был задуман как летний, и стены его очень тонкие, а отопление будет губительно для внутреннего убранства. Во дворце была также зимняя церковь, но по ней не сохранилось вообще никаких материалов, поэтому ее воссоздание невозможно.
Живописные работы ведутся художниками - преподавателями Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Репина под руководством профессора, академика Российской академии художеств, доктора искусствоведения, проректора по научной работе, заведующего кафедрой реставрации живописи Юрия Боброва.
"Главная задача состояла в том, чтобы вникнуть в дух времени, - говорит Юрий Бобров. - В нашем распоряжении были фотографии, крайне некачественные и черно-белые. Сохранились также описи всех храмовых икон, но описи ничего не говорят о том, как именно был написан тот или иной святой, каким был фон, какого цвета облачение, какая поза и так далее".
Юрий Бобров показал журналистам точные копии двух подлинных икон из этого храма, которые были обнаружены в запасниках Серебряной кладовой Эрмитажа. Они не могут быть переданы другому музею, и было принято решение скопировать их.
"Где они в итоге будут находиться, большой вопрос. Иконостас был воссоздан по первоначальному проекту Зарудного, а эти образа более поздние. Ведется дискуссия, когда они здесь появились. В описи есть образа Спасителя и Богородицы, но мы не можем сказать, идет речь об этих иконах или о других. На единственной фотографии видно, что иконы стояли на приступочках, отдельно. Автор их неизвестен. Сделали исследования, какими пигментами они были написаны, какой была техника художника. Нынешний их автор - Екатерина Романова", - рассказывает Юрий Бобров.
Ораниенбаумская придворная церковь во имя великомученика и целителя Пантелеимона, занимающая западный башенный павильон Большого Меншиковского дворца, была построена первым владельцем Ораниенбаума князем Александром Меншиковым и освящена 3 сентября 1727 года. За долгую историю ораниенбаумской резиденции внутреннее убранство храма менялось несколько раз. Главным украшением интерьера был великолепный золоченый и серебреный иконостас, созданный в московской мастерской Ивана Зарудного по образцу западноевропейских барочных алтарей. На рубеже 1740-х - 1750-х, при великом князе Петре Федоровиче, началась реконструкция дворцовой церкви под надзором обер-архитектора императорского двора Франческо Бартоломео Растрелли. В конце 1750-х первоначальные стенные росписи были заменены живописными иконами на холстах. К концу XVIII века окончательно сложился облик интерьера придворной церкви. В соответствии с проектом Антонио Ринальди на стенах разместились 39 икон в обрамлении лепного декора. В 1930-е Большой Меншиковский дворец передан Гидрографическому отделу Балтийского флота. Живописные образа и сам разобранный иконостас перевезены в Петергоф, где все предметы погибли во время Великой Отечественной войны.