Новости Санкт-Петербургской митрополии

4 Декабря 2015

Выставка "Петергофская церковь будет, конечно, моей “лебединой песнью” в архитектуре…", посвященная 165-летию со дня рождения архитектора Николая Султанова (1850-1908) и 110-летию освящения придворного Петропавловского собора в Новом Петергофе, открылась 3 декабря в Музее семьи Бенуа (ГМЗ "Петергоф").


"Петропавловский собор сформировал облик города, стал его архитектурной доминантой, - сказала на церемонии открытия директор ГМЗ "Петергоф" Елена Кальницкая. - Все, кто вырос в Петергофе, будут рады, что мы изучаем историю собора".

Как объяснила куратор Юлия Зеленянская, цель выставки - посмотреть на собор глазами не зрителя, а архитектора и привлечь внимание к самой личности Николая Султанова: "Это был не только архитектор, но и общественный деятель, педагог, реставратор". Строительство собора привело к тому, что в Петергофе оказались представлены все архитектурные стили дореволюционной России. "Очень важно, что собор действующий, что он используется по назначению, - подчеркнула Юлия Валентиновна, - и нам хотелось бы, чтобы после выставки посетители пришли в собор, где каждая деталь архитектуры и внутреннего убранства - это послание архитектора".

На выставке впервые представлены уникальные документы конца XIX - начала XX века из фондов ГМЗ "Петергоф" - авторские проектные чертежи и рисунки, по которым было осуществлено строительство собора и оформление его внутреннего убранства.

В подготовке выставки участвовали студенты Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (СПб ГАСУ), спроектировавшие и изготовившие на основе первоисточников несколько моделей Петропавловского собора. Участие в проекте одного из старейших учебных заведений Санкт-Петербурга (ранее - Института гражданских инженеров императора Николая I) не случайно: Николай Султанов преподавал здесь.

На церемонии открытия гостей собралось много, и для проведения экскурсий их разбили на группы.

На экскурсии гости узнали, что в конкурсе на лучший проект собора участвовали несколько архитекторов, но до наших дней сохранились только проекты Леонтия Бенуа и Николая Султанова. Леонтий Бенуа предлагает проекты в нескольких стилях - петровское барокко, московский и ярославский стиль, но император выбирает именно проект Султанова, созданный также в ярославском стиле, особо любимом императором. Между Султановым и Бенуа были хорошие отношения, и Султанов опасался, что Леонтий Николаевич расстроится, узнав, что не он победил в конкурсе, но этого не случилось, и отношения остались теплыми.

Строительство нового храма было вызвано практическими нуждами: храмы Петергофа уже не могли вместить возросшее количество молящихся. Поначалу настоятель, протопресвитер Иоанн Янышев, предложил расширить Крестовоздвиженскую церковь, но в результате было решено построить новую.

Проект Николая Султанова был выдающимся не только в смысле эстетическом, но и в смысле практическом. Он спроектировал крытую галерею, позволяющую проводить крестный ход в любую погоду, церковь первой в Петергофе была электрифицирована. Архитектор использует изразцы в украшении фасада и иконостаса, что облегчает уход за зданием и увеличивает его долговечность. На выставке представлены выполненные самим Султановым полихромные эскизы изразцов.

Внутреннее убранство собора также было спроектировано по проекту Султанова: архитектор не хотел, чтобы в храме находились какие-то случайные, не подходящие по стилю вещи.

Среди раритетных экспонатов - резная сосновая гробница для плащаницы, единственный сохранившийся с дореволюционных времен предмет, а также увраж с рисунками иконостасов, специально изготовленных для подношения императору Александру III. Интересно, что после утверждения проекта Султанов попросил Петергофское дворцовое управление вернуть альбом, но ему отказали, поскольку служащие не имели права отдавать бумаги с подписью императора. Султанову лишь разрешили сделать копии.

Особый интерес представляет иконостас, и на выставке специально представлен не оригинал Султанова, как в остальных случаях, а увеличенный баннер. Форма иконостаса не совсем обычная: архитектор завышает планку Царских врат и делает Царские врата четырехстворчатыми - образы евангелистов расположены не один над другим, как обычно, а в ряд. Иконостас также украшен изразцами, к тому же и иконы - съемные: для очистки от копоти или реставрации не надо было строить леса.

Фраза архитектора, вынесенная в название выставки, оказалась пророческой: Николай Владимирович умер через три года после освящения собора.

Все рисунки и чертежи сохранились в архиве Петергофского дворца, а во время войны были вывезены в эвакуацию. Судьба самого собора гораздо драматичнее: одно время его планировалось даже уничтожить, но по просьбе трудящихся решили устроить клуб - этому помешала война. В войну собор разрушен не был, но сильно пострадал. После войны здание использовалось как склад, с 1970-х его стали восстанавливать, в 1989 году передали Церкви.

Сейчас собор находится на реставрации. Как рассказал корреспонденту "Воды живой" настоятель протоиерей Павел Кудряшов, в этом году установили леса, завершено обследование фасада, составление проектно-сметной документации, отреставрированы оконные заполнения в барабане центральной главки. "Эта выставка - о творчестве, - сказал отец Павел. - Николай Владимирович здесь применил все свое мастерство, все умение, всю любовь".

Выставка продлится до 22 февраля.
Адрес Музея семьи Бенуа: Петергоф, Дворцовая пл., 8.
В зимний сезон музей открыт для посетителей по субботам и воскресеньям с 10:30 до 17:00.

ИА "Вода живая",
03.12.15