Новости Оренбургской митрополии

20 Августа 2013
16 августа 2013 года группа сотрудников отдела по канонизации святых Оренбургской епархии под руководством иеромонаха Валентина (Коробова) совершила поездку по Оренбургскому району.
Первым пунктом поездки было село Бродецкое, на месте которого до октябрьского переворота был хутор Успенского женского монастыря. По архивным данным, он образовался благодаря дарам благотворителей.
Так, участок в 200 десятин на речке Каргалке по дарственной записи – из казачьих земель. Земля в 1386 десятин подарена потомственным почетным гражданином города Петром Деевым. «Пустошь трехугольная» в количестве 485 десятин приобретена по дарственной записи генерал-майора Ивана Васильевича Чернова. Участок «пустошь монастырская» в количестве 387 десятин приобретена была по дарованной записи вдовы сотника Халявиной. Все участки земли находились смежно один с другим и составляли хутор. Располагался он на реке Каргалке в 40 верстах от города.
На хуторе, несмотря на обширность размеров (2684 гектара в пересчёте на метрическую систему), было передовое хозяйство, которое включало: обычный огород, хлебные посевы, покос, садоводство, скотоводство, пчельник. Во время управления монастырём игуменией Иннокентией (Подковыровой), на хуторе были построены водяная мельница и просторный дом с кельями для сестёр, которых на хуторе было более сотни.
Богослужения здесь поначалу проходили в часовне, в 1901 году началось строительство деревянного храма Архангела Михаила. Храм был построен в сентябре 1904 года и освящён епископом Оренбургским и Уральским Иоакимом (Левицким).
Иеромонаху Валентину удалось обнаружить фундамент этого храма. Но расположение других построек хутора можно определить только по плану, найденному в архиве Оренбургской области. Дело в том, что одновременно с закрытием монастыря в Оренбурге прекратил существование и монастырский хутор.
В разговоре с главой Бродецкого сельсовета Сергеем Ефременко иеромонах Валентин отметил, что в соответствии со святоотеческими традициями Бродецкое нельзя назвать селом, поскольку здесь нет храма и предложил воссоздать бывшую когда-то здесь церковь.
– Полностью с вами согласен, – ответил Сергей Борисович. – Более того, я обеими руками за сотрудничество с Русской Православной Церковью. Но сельские поселения крайне бедные, и мы не являемся исключением. А вот большого сельхозпредприятия у нас нет, только фермеры.
В сущности, такая проблема не только в Бродецком. Экономическая система страны сейчас такова, что любое предприятие (особенно малое или среднее) держится на личности руководителя. Если он уходит – не факт, что найдётся сильная альтернатива. Так было и в ЗАО «Бродецкое». Когда им управлял В.М. Агеев, хозяйство считалось сильным. Ушёл руководитель на повышение – исчезло хозяйство.
Отец Валентин отметил, что эта проблема ему знакома, но напомнил, что храмы на Руси всегда создавались с Божией помощью.
В итоге Сергей Ефременко пообещал проработать вопрос строительства храма с населением и фермерами. И если люди поддержат, то можно будет выходить на администрацию Оренбургского района для передачи Оренбургской епархии земли под строительство храма.
Вторым пунктом, куда прибыли представители Отдела по канонизации святых, был посёлок Зауральный под Оренбургом. Именно здесь в конце XIX века был основан мужской Успенско-Макарьевский монастырь, который в народе назвали Мещеряковский (по имени купца Александра Григорьевича Мещерякова, на деньги которого была основана Обитель).
После официального утверждения монастыря (1895 год) первым настоятелем был иеромонах Никандр, ушедший с должности игумена по состоянию здоровья. Его сменил иеромонах Варлаам (с 1896 года). На территории монастыря находилась деревянная однопрестольная церковь. В алтаре ее находились иконы: Спасителя, плащаница бархатная, Распятие, Иверская икона Божией Матери, икона Божией Матери со Спасителем. На колокольне церкви было семь колоколов.
Кроме того, на территории монастыря располагались постройки:
– деревянный флигель для настоятеля;
– деревянный корпус для братии (на 10 окон);
– деревянный дом с террасой и стеклянной дверью для приема Его Преосвященства (к нему деревянная кухня с двумя печами);
– деревянный флигель для школы – каменный, полуэтажный, с плитой и русской печью;
– деревянная изба для садовника с русской печью;
– деревянная баня;
– надворные сараи протяженностью в 40 саженей;
– каретная;
– садик с кустарниками малины, крыжовника и черной смородины;
– две деревянные избы-караулки.
На сегодня в Зауральном сохранился только дом игумена, полностью перестроенный. В 1950-х годах, когда в посёлке проводили водопровод и экскаватор копал траншею, было обнаружено захоронение монахов (возможно, расстрелянных большевиками). Один из них, как рассказала заведующая поселковой библиотекой Людмила Пугачёва, был в епитрахили с большим крестом, на ногах были короткие сапоги. Сам же водопровод по сей день берёт воду из колодца глубиной 80 метров, выкопанного монахами.
Примечательно, что в том же Зауральном сохранился дачный и гостевой домики другого оренбургского купца – Зарывного (являлся почётным гражданином города Оренбурга, основателем оренбургской биржи). Этот человек оборудовал фонтан с купалками, сделал каменный спуск к Уралу от фруктового сада. Увы, фонтан новыми властями был уничтожен, от каменных лестниц сейчас сохранилось лишь два фрагмента, а фруктовый сад был пущен на дрова во время Великой Отечественной войны.
К сожалению, в наше время ни о восстановлении наследия предков, ни о возрождении православной обители речи не идёт. Лишь Людмила Ивановна Пугачёва от имени местных жителей попросила иеромонаха Валентина посодействовать в строительстве в посёлке если не церкви, то хотя бы часовенки…
Подготовлено редакцией журнала «Православный духовный вестник Саракташского благочиния»

Просмотреть встроенную фотогалерею в Интернете по адресу:
http://www.oepress.ru/avgust-2013-g/587-po-mestam-bylykh-obitelej13.html#sigProGalleriab0e4536833


Яндекс.Метрика