Новости Новгородской митрополии
Церковь Святой Троицы в Ямской слободе Великого Новгорода.
Окормляет иерей Святослав Цхай.
История новгородского Троицкого храма очень тесно связана с древней историей города. В Средние века в Новгороде существовала организация так называемых ушкуйников, также именовавшихся югорцами. Отношение к ушкуйникам в историографии неоднозначное: кто-то называл и называет их разбойниками, кто-то - исследователями новых земель Сибири и Севера.
Новгородская церковь Святой Троицы находится на территории Ямской слободы, где жило много семей первопроходцев и построена она была ушкуйниками в 1365 году.
Как гласит предание, однажды их дружина попала в большую переделку во время похода к устью Оби. Там ушкуйники дали зарок, что если они выберутся из дальних краев, то построят храм. Традиция обетных храмов была очень распространена в Средневековье.
Ранее, на месте нынешнего каменного храма существовали деревянные церкви, о которых сохранилось очень мало сведений из-за пожаров, уничтожавших целые районы города. Храму не везло — он много раз выгорал от попаданий молний. Даже в наши дни, в 2013 году, в храм попала молния, из-за чего вышла из строя электронная охранная сигнализация.
В храме долгое время существовали три придела: центральный — в честь Святой Троицы и приделы в честь евангелиста Луки и Воздвижения Креста Господня. Одно время к храму даже приладили перенесенную из новгородского Десятинного монастыря колокольню. В 1829 все это сгорело в очередном пожаре.
Точных сведений о том, что было в этом храме в советский период — нет.
С 23 июня 2013 года в церкви возобновилось проведение Божественных Литургий со службы, которую провел митрополит Новгородский и Старорусский Лев в сослужении иеромонахов Юрьева монастыря.
Литургии в храме совершаются раз в месяц.
- Рядом с храмом находится новгородская общеобразовательная школа имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Влияет ли как-то это соседство на жизнь церкви?
- Да, с самого момента передачи храма митрополии он задумывался не как приходская церковь, как храм при учебном заведении, - отвечает священник Святослав Цхай. - Здесь ученики православно ориентированной школы и поют в храме и прислуживают в алтаре. Взрослые люди в храме на Богослужении только священник и регент хора — школьный учитель пения. Планируется, что в храме будут проходить занятия для старшеклассников. На мой взгляд, смена обстановки в конце напряженного учебного для ребят будет очень полезна. Школьные стены, какие бы они не были любимые, к концу дня начинают давить, а в храме всегда чувствуется особое пребывание в нем благодати Божией.
- Дети, которые учатся в православно ориентированной школе, по вашему мнению, это больше дети, или все-таки — больше православные верующие?
- Это обычные дети. Просто их родители стараются своих чад оградить от негативного влияния внешнего мира, хотя бы на первоначальном этапе жизни. Абсолютное большинство детей в школе — из воцерковленных семей. Это накладывает свою специфику. Кстати, на 2014-2015 учебный год в школе уже набраны два первых класса. Причем, ребята приезжают и из других районов — такой выбор в пользу духовного начала осознанно делают их родители.
Вообще, ребята меняются, преображаются на глазах. Когда дети живут литургической жизнью, они начинают заниматься самоанализом, четко осознавать - где зло, а где добро. Ученики школы получают разностороннее образование: и духовное и светское. Именно это очень сильно расширяет их кругозор, позволяет им самим найти ценностные ориентиры. И даже после окончания школы ее выпускники четко знают, куда можно прийти и получить помощь в жизни.
- Мы сейчас находимся в Троицком храме, и не могу не задать вопрос, который уже два тысячелетия во многом определял историю человечества — о Троичности Божества. Человек, даже верующий, едва может вместить в себя мысль о Боге едином в трех лицах. Упрек христианству, что оно отступает от единобожия, стал общим местом в богословских спорах между, скажем, мусульманами и православными. Как это все объяснить современному человеку?
- Действительно, как это — один равен трем и три равно одному? Конечно, тайну Святой Троицы в полной мере мы постичь не можем. Также как первые четыре века христианства шел спор о том, кто к нам пришел: человек или воплощенный Сын Божий, или же Бог вселился в душу человека — Иисуса из Назарета. Были колоссальные конфликты вокруг этого, многие великие умы бились над данным вопросом... В конце-концов Вселенская Церковь постановила, что к нам пришел Богочеловек, что Бог воплотился. Тайну Святой Троицы мы постичь не можем, но мы способны прикровенно найти какие-то аналогии. Одна из самых распространенных: троичность Бога выражается как солнце. Оно обладает, во-первых, природой вещества, во-вторых — света, и в-третьих — тепла. То есть солнце одно, но в трех лицах, воплощениях.
Важно, что догмат о Святой Троице учит нас тому, что перекос в ту или иную сторону негативно отражается в духовной жизни человека. Казалось бы - какая разница какой догмат, во что верить? Но я всегда привожу пример: если человек сломает ногу и ему неправильно поставят гипс в травмпункте, то кость неправильно срастется, и он будет хромать. Также в духовной жизни — неправильный догмат, неверная основа вероучения — и всё — возникают проблемы во внутреннем мире человека.
- Общеизвестно, что в Ветхом завете есть образ Троицы в виде трех ангелов, явившихся Аврааму. Это единственное указание на троичность Бога в предании общем для трех религий: христианства, ислама и иудаизма?
- Конечно же нет. Само начало книги Бытия говорит нам о Троице. Если мы внимательно читаем, то видим в эпизоде об Адаме, что Бог говорит: «Сотворим...», во множественном числе. На это указывает и прочтение текста Библии на древнееврейском языке. Просто в ветхозаветные времена для Израиля был очень актуален вопрос поползновений к идолопоклонству. И поэтому о троичности Бога говорилось прикровенно — как в эпизоде с Авраамом, чтобы не вводить еврейский народ в соблазн. Сердца людские были в то время еще не подготовлены.
- Чего сейчас больше в русских православных людях: тяги к обрядовости или Богоискательства? Ведь известно из истории, что превалировало то одно, то другое.
- У меня не очень большой опыт священства, но, по-моему, обрядовая сторона отходит в последнее время на второй план. Еще лет десять-двадцать назад было распространено бахвальство внешней религиозностью. Однако теперь то же присутствие на литургии больше носит характер исповедывания Христа. Еще учась в семинарии, я в основном встречался с вопросами верующих о том, какому святому и за что надо молиться. Теперь же люди требуют духовничества, духовного руководства.
- Какой сегодня самый частый и насущный вопрос задают люди священникам?
- В основном это вопросы семьи и брака, сожительства не зарегистрированного ни в загсе, ни в храме. Сам институт брака сегодня подвержен колебаниям из-за, так называемых, нетрадиционных европейских ценностей.
Проект осуществляется в сотрудничестве с миссионерским отделом Новгородской епархии.
Томас Томмингас/53 новости