Новости Новгородской митрополии

10 Марта 2014

Интернет-СМИ «53 новости» продолжает знакомить читателей с 53-мя православными храмами на территории Новгородской митрополии.

Настоятель храма — иерей Игорь Качмар

Клир — протоиерей Александр Гринь, иерей Павел Демочкин, иерей Александр Круглов, диакон - Серафим Сергеенков.

Церковь апостола Филиппа в Великом Новгороде - одна из древнейших среди действующих городских храмов. Первый, еще деревянный, храм поставил и освятил в 1194 году новгородский владыка Мартирий. В 1383 году после очередного пожара была построена каменная Филипповская церковь с Никольским приделом. Церкви были перестроены в 1527 году.

После революции храм был закрыт в конце 1930-х, но в 1962 году вновь передан верующим — церковной общине Николо-Дворищенского кафедрального собора, которую перевели из него в окраинную церковь. В 1977-1979 годах был восстановлен Никольский придел.

В храме находятся две особо чтимые святыни: чудотворная икона великомученика и целителя Пантелеймона с частицей мощей и список Старорусской иконы Божией Матери.

Диакон, отец Серафим Сергеенков, служащий в церкви апостола Филиппа, отвечая на вопрос корреспондента «53 новостей», сказал, что его охватывает особенное чувство именно в этом храме:

- Я всегда чувствовал намоленность, благодатность этого места, где волей Божией и в советские время возносились молитвы, совершались Богослужения. Здесь служил мой духовник, отец Иоанн Миронов. Его многие, и я в том числе, почитают за старца. Он неоднократно рассказывал мне о моем прошлом и будущем. Кроме того, здесь находится большая Старорусская икона Божией Матери. А я как раз родился на день празднования ее памяти.

 

- В чем же особенность служения диакона в храме?

 

- Чтобы ответить на этот вопрос следует вспомнить апостольские времена. В Новом завете есть слова: «…Тогда двенадцать [Апостолов], созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию…» (Деян. 6:2-4).

Речь идет о вечерях, агапах. Так апостольским повелением и возникло диаконское служение. Кстати, в первые времена существовали и диаконисы. Так, на фресках внутри алтарной части одного из приделов Софийского собора мы можем видеть лики святых диаконис.

Из Священного Писания видно, что Сам Бог положил начало иерархии: возрастной, социальной и духовной. Одним из примеров может служить эпизод из Евангелия. Когда апостолы Петр и Иоанн узнали о Воскресении Христа, о том, что в гробе Господнем никого нет, они побежали к месту погребения Иисуса. Причем тот, который был моложе, прибежал первым, заглянул, но в гроб не вошел: «…Вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу. Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый. И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел [во гроб]. Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие…» (Иоан. 20:3-6).

Почему тот, который был моложе и прибежал первым, заглянул, но в гроб не вошел? Святые отцы утверждают - из почтения к старшему.

В Ветхом завете, как и сегодня, духовенство разделяется на три степени: левиты (у христиан - диаконы), священники и первосвященники (у христиан — архиереи). Представители высших двух степеней духовенства имеют право совершать все таинства, за исключением хиротонии (рукоположения в сан священнослужителя), которую могут производить только архиеиереи. Диаконы же имеют право только помогать при совершении церковных таинств.

Высший первосвященник, как учит Церковь — Христос. Он же — первое действующее лицо во всех таинствах. Второе лицо в таинствах, что примечательно, не священники, а народ — те, над кем таинства производятся.

 

- Кем же в идеале должен быть диакон?

 

- Диакон должен быть, по слову святых отцов - как ангел: всюду успевать и не быть заметным. Диакон в первую очередь помогает священнику и он, диакон, по сути, ведет Богослужение. Священник утверждает его своими возгласами. Диакон подает богослужебные предметы, кадит, вдохновляет, призывает к молитве всех присутствующих на Богослужении... И именно от диакона очень во многом зависит молитвенное расположение людей. Если он бубнит, кое-как крестится, делает все формально, механически, то это чувствуется. В первую очередь диакон должен молиться от всего сердца.

Интересное наблюдение из собственного опыта: как только сосредотачиваешься на богослужебном тексте не просто как на источнике информации, а как на молитве — все идет хорошо. И голос направляется Тем, Который и собирает верных, становится таким как надо. Диакон таким образом и всех пришедших в храм должен воспламенять своей молитвой, и священнику помогать, чтобы он не отвлекался от иерейской молитвы, от священнодействия.

Кроме того, диаконы часто являются и учителями. Диаконы преподают в воскресных школах, духовных училищах, семинариях, академиях и даже светских вузах. Впрочем, так же как и священники.

 

- Я знаю, что и вы преподаете в Новгородском духовном училище. Ваш предмет — Ветхий завет. Что сегодня актуально в Ветхом завете?

 

- Всё. Просто нужно научиться отделять главное от временного. Цель как Ветхого, так и Нового заветов одна — сотериологическая - обожение человека, приведение его к Богу, то есть спасение человека. Но в разные времена это достигалось различными средствами в зависимости от состояния человека. Благое бремя, крест, возлагались на человека в разные эпохи по разному. В ветхозаветные времена нравы были весьма суровы. Человеческие жертвоприношения, ритуальная проституция, магизм, сатанизм, идолослужение — это реальность Древнего мира, цивилизаций окружавших Израиль. Но уже тогда в Ветхом завете делается огромный акцент на нравственность. Примеры - слова «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос. 6:6), «Жертва Богу — дух сокрушен». Бог постоянно обращает внимание человека на душу, на то, что внешнего мало для стяжания добродетели... Уже тогда, в Ветхом завете, была заложена попытка правилами и предписаниями отвратить людей, их души, от грубости и гордыни. Как сказал Тертуллиан: «Бог предлагал посредством тягостных и многообразных церемоний покорить Себе умы грубые и непокорные… удерживать их беспрерывно в Своем присутствии и приучать размышлять денно и нощно о божественном законе».  Это и сейчас остается актуальным.

 

- Какой на ваш взгляд сегодня является та молодежь, которая после окончания учебного заведения пойдет в приходы или в обители? Можно же предположить, что она совсем по другому видит мир, чем те, кто оканчивал духовные училища лет двадцать назад.

 

- Конечно же, они другие. Во времена моей молодости сам мир был другой. Не хуже, но другой. Да, была жесткая антирелигиозная социалистическая пропаганда, но не было разнузданной пропаганды той грязи, что льется на нас сегодня. И самое страшное, что эта грязь преподносится как добродетель. Впрочем, те молодые люди, которые приходят в училище — более-менее церковные и они отличаются от тех, что вне Церкви. В них больше страха согрешить. Мне вспоминаются слова Святейшего Патриарха Кирилла: «Грех всегда отдается болью в сердце». Попросту, церковные люди осознают выбор, а светские — нет, потому что не имеют четких нравственных критериев, которые от Бога. Есть хорошие слова «Зимой на санях, летом — на телеге, а жить — по Закону Божьему».

 

- Может быть, с обычных мирских людей и меньше спросится?

 

- Да. Но каждому еще в земной жизни будет предложен выбор - Бог или безбожие. И огромная ответственность лежит на каждом.

Проект осуществляется в сотрудничестве с миссионерским отделом Новгородской епархии

При подготовке материала использован справочник-путеводитель 2013 года «Новгородская митрополия»


Томас Томмингас/53 новости