Новости Нижегородской митрополии

Источник информации: Нижегородская епархия
Адрес новости: http://www.nne.ru/news.php?id=345072
22 Апреля 2012
22 апреля 2012 года 8:35
Сайт Нижегородской епархии. Текст Дмитрия Романова.

. Об этом дне рассказал настоятель храма в честь святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО (У), духовник журнала «Фома» протоиерей Игорь Фомин:

«В переводе с греческого Антипасха означает «Вместо Пасхи». В этот день мы обновляем память о Воскресении Христовом и вспоминаем явление Воскресшего Христа апостолам, в том числе и апостолу Фоме. Именно поэтому неделя называется еще и «неделей обновления».

По свидетельству Священного Писания, святой апостол Фома не поверил рассказам других учеников о Воскресении Иисуса Христа: «Аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры» (Ин 20: 25). Ради одного человека, одного ученика, который не присутствовал при Воскресении Спасителя и не верил в это, произошло обновление величайшего события.

Именно Фоме были явлены доказательства Воскресения, и мы называем эту неделю еще и Фоминой. Мы вспоминаем, как на восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и показал Свои раны. «Господь мой и Бог мой!» - воскликнул святой апостол (Ин 20: 28). «Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким».

Церковь придает этому событию особое значение. Своим явлением апостолу Фоме Воскресший Господь уверяет, что Он имел по Воскресении не мнимую, призрачную плоть, а действительно Пречистую, которую воспринял от утробы Пресвятой Богородицы, с которою был пригвожден ко Кресту и на которой остались оттого, даже по Воскресении, язвы. Это явление Христа апостолам утверждает веру в истинность Воскресения Христова и напоминает завет Самого Спасителя: «блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин 20: 29).

Библейскому понятию «вера» соответствуют в первую очередь наши понятия «твердость», «доверие», «верность». Это не «философская» вера в Бога как признание Его существования, а верность Богу. Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. По некоторым сведениям, донес христианское учение до Китая. Фома настолько веровал во Христа, что не пожалел даже своей жизни и принял мученическую кончину.

Пример апостола показателен. Веруя всей душой в то, что Христос - Сын Божий, он требует подтверждения тому, что другие ученики не ошиблись. Апостол оказывается не столько неверующим, или не доверяющим, или сомневающимся, сколько неравнодушным ко всему, связанному со Христом.

Еще одно событие соединено с Антипасхой. В древней Церкви Крещение неофитов осуществлялось на литургии Великой Субботы или собственно Пасхи. Первые восемь дней после Крещения неофиты ходили в белых одеждах и снимали их в восьмой день, то есть в Антипасху. Из этих же соображений первая Пасхальная седмица в православном богослужении называется Светлой. Снятие белых крещальных одежд имеет символическое значение: хотя внешние признаки таинства и снимаются, его внутренний смысл, просвещение Светом истинным остается в сердце крещеного навсегда.

Вся служба этого дня побуждает верующих проснуться от сна греховного, обратиться к Солнцу Правды - Христу, укрепить в себе веру и вместе с апостолом Фомой искренно, радостно воскликнуть: «Господь мой и Бог мой!»»