Слово митрополита Исидора в день памяти священномученика Серафима (Остроумова), архиепископа Смоленского

8 Декабря 2022

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в день памяти священномученика Серафима (Остроумова), архиепископа Смоленского

Свято-Воскресенский храм,
п. Катынь, 8 декабря 2022 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня, в день памяти священномученика Серафима (Остроумова), архиепископа Смоленского, и всех Катынских Новомучеников, мы с вами вновь и вновь задаем себе вопрос, на который есть ответ, но в этом ответе всё равно много чего непонятного: «Почему люди гнали тех, кто желал добра им, почему люди распяли Господа?». Конечно, ответ на этот вопрос мы должны искать в своем сердце. Когда Пилат задал вопрос Спасителю: «Ты Царь Иудейский?» (Ин. 18, 33), мы знаем, какой ответ дал Господь, и читаем этот ответ в 18-й главе Евангелия от Иоанна: «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда» (Ин. 18, 36). В этом слове Господа – все те ответы, которые связаны с гонениями людей друг на друга, с теми убийствами, той неправдой, которые так хорошо приживаются в человеческом роде. Почему так много зла в мире, хотя всякий человек знает, что есть благо и как к нему стремиться, и как хорошо, когда это благо царствует среди людей. Но нет же, почему-то именно зло царствует среди нас. В силу действия этого зла происходили и происходят те события, участниками которых мы с вами являемся.

В сегодняшнем апостольском чтении, в Послании к Филиппийцам (см. Флп. 3, 20 – 4, 3), святой апостол Павел говорит: «Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» (Флп. 3, 20), указывая, что для всякого христианина, апостола и его последователей подлинное жительство – на Небе. А Господь своим ученикам в Гефсиманском саду говорил: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15, 18-19). И это, к сожалению, свидетельство, указывающее нам на причины того, почему мир ненавидит Бога и всё, что с Богом связано. А причина в том, что мир исповедует иных богов, живет иными ценностями, которые часто противоречат тому, что Бог предложил человеческому роду, потому что эти земные ценности более достижимы для человека, более просты, как кажется всякому человеку, они легко достигаются, не требуют от человека самопожертвования и любви. Там, где любовь – там величайший труд, а где нет любви – там захватничество.

Это, дорогие мои, касается и нашей с вами личной жизни, в том числе, жизни семейной, наших взаимоотношений в служебной сфере: «начальник и подчиненный», это касается и нашего отношения, в целом, к Отечеству. Поэтому там, где нет любви к Отечеству, там иные формы и проявления человеческой жизни, там всё, что угодно, кроме любви и самопожертвования.

Так было и в годы лихолетья в XX веке, когда людям казалось легко достижимым обретение царства человеческого на земле. Но не получилось ничего с этим царством кроме братоубийства, ненависти друг к другу. Ничего не бывает в том человеческом обществе, которое размышляет о каком-то идеале, не связанном с Личностью Бога. Где нет Бога в истории человечества и личной жизни человека, там не может быть счастья – это аксиома, это не свидетельство Церкви и не приговор со стороны священника человеку, это реалии бытия нашей духовной жизни – в том сердце, в котором нет Бога, не может быть счастья.

Это очень важный урок для каждого из нас: священников, монахов, мирян, в целом, для нашего общества. Если хотим общество в нашей стране построить счастливым, мы должны сделать так, чтобы Имя Божие, Личность Божия были на первом месте в нашей личной и общественной жизни. Иного варианта обрести счастье в нашей стране нет.

Если мы хотим, чтобы дети радовали нас, мы должны с самого раннего возраста внушить веру в Бога. Но как её внушить, дорогие мои, если в нас не теплится этот огонек веры в Бога. Как научить ближних наших любить друг друга, если мы сами, подчас, неспособны любить, если мы сами неспособны добросовестно относиться друг к другу, выполнять перед Богом и людьми послушание. Это, в том числе, относится и к нашему сообществу.

Я сейчас обращаюсь к нам, священнослужителям. Если мы недобросовестно относимся к своим обязанностям, то как можем требовать исполнения заповедей со стороны народа Божия? Поэтому мы, духовенство, во всем должны показывать пример любви к Богу и ближним, показывать пример послушания друг к другу. Без этого невозможно, чтобы люди, окружающие нас, наша паства, могли бы научиться добродетельной жизни и христианскому подвигу.

В жизни священномученика Серафима (Остроумова), архиепископа Смоленского, были учителя, подражая которым он совершал свой человеческий, архипастырский подвиг. И когда потребовалось исповедование даже до смерти, он пошел и на этот путь – путь мученичества. В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали призыв Господа: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16). Кто, как не мы: священники, монашествующие, сотрудники в наших православных храмах, являемся теми светильниками, которые дают отсвет Божественного Света. Мы те, на кого равняется народ, мы те, в соответствии с подвигом которых обличается зло мира. И если мы с вами не имеем евангельской закваски, если наша с вами евангельская духовная соль потеряла силу, то значит, мы не трудимся над тем, чтобы своим христианским подвигом обличать мир, лежащий во зле. Но если мы прилагаем все наши силы к тому, чтобы быть подлинными свидетелями Христа, а «свидетель» в переводе с греческого именуется «мученик», если мы являемся добровольными мучениками ради Христа, то тогда бывает добрый плод и подлинное свидетельство веры в Бога.

Сегодняшний день памяти священномученика Серафима (Остроумова) является, прежде всего, нашим священническим праздником, потому что этот смоленский угодник Божий, новомученик Церкви Русской, является примером для подражания, прежде всего для нас, священнослужителей Церкви. Со всей самоотверженностью, искренней любовью к Богу и ближним, мы, священники, призваны служить, в том числе, и людям, как послужил священномученик Серафим, который до момента расстрела здесь, в Катынском лесу, служил Богу и людям. Как бы народ богоборческий не гнал своих мучеников, они всегда, неизменно, до последних секунд своей жизни, свидетельствовали о любви к Богу и ближним, прощая тех, кто гнал их, благословляя ненавидящих и обидящих, делая всё так, как заповедовал Христос.

Поэтому, дорогие братья и сестры, и мы с вами должны учиться в совершенстве любить Бога и ближних, мы должны подражать нашим подлинным наставникам, к коим относится священномученик Серафим (Остроумов), чтобы через это подражание достигать Царствия Небесного. Достигать, поскольку это наше Отечество Небесное, как об этом говорит в Послании к Филиппийцам святой апостол Павел (см. Флп. 3, 20). И если мы чувствуем свое небесное гражданство, то должны жить по законам Небесного Отечества нашего, а значит всё то, что не относится к нашему Небесному Отечеству, мы должны отвергать.

Пусть священномученик Серафим (Остроумов), архиепископ Смоленский, память которого мы сегодня отмечаем, также как и все иные мученики Катынские, которые своими нетленными чудотворными мощами и ныне пребывают здесь, в Катынском лесу, не обретенные, пусть все они, предстоящие у Престола Божия, молят и за каждого из нас, ныне живущих православных христиан, и за богоспасаемый град наш Смоленск, и за Российское Отечество наше, чтобы каждому из нас, начиная от Предстоятеля Церкви и Президента нашей страны до всякого гражданина, живущего  нашем богоспасаемом Отечестве, исполнить волю Божию. А воля Божия в том, чтобы каждый из нас проявлял искреннюю, совершенную любовь к Богу и ближним.

Аминь.