Новости Липецкой митрополии

29 Января 2016

Информация паломнического отдела Липецкой епархии

Расписание поездок на январь-март 2016 года

Тел.: (4742) 25-03-65

ПОЧЕМУ ЛИПЧАНЕ СТАНОВЯТСЯ ПАЛОМНИКАМИ

Руководитель паломнической службы Липецкой митрополии Надежда Латышева рассказывает подлинные истории, случившиеся с людьми и до, и во время, и после поездок по святым местам.

Храм Иоанна Богослова
в с. Грязное
(по проекту архитектора В.И. Баженова)
нуждается в вашей помощи

"Кто строит храм Божий на земле, тот возводит себе храм на Небе".

Митрополит Липецкий и Задонский Никон

Пишите на электронную почту: [email protected]

Православные газеты и журналы Липецкой епархии

Липецкие епархиальные ведомости. Декабрь 2015 года

Усмань православная. №1, январь 2016 года


Успенский вестник.
№ 2 (73),
19 января 2016 года

ДОЛГ ЛЮБВИ. Проповедь митрополита Липецкого и Задонского Никона

«Бог по великой любви Своей не благоволил стеснить свободу нашу,
но благоволил, чтобы мы приблизились к Нему
любовию собственного нашего сердца».
Прп. Исаак Сирин

«Одна душа дороже всех сокровищ мира», – напоминают нам святые отцы. И быть может, суть этих слов вдохновит нас на размышление о христианском долге... Если в душе есть хоть малое зерно веры, то есть и надежда – человек задумается: «За меня умер мой Бог!»

Ведь действительно, чтобы дать нам возможность последовать примеру Любви Христовой как Истине и образу жизни, заплачена слишком дорогая цена. Но что воздадим Господу за все Его к нам благодеяния (ср. Пс 115:3)?

Глубоко переживая ответственность человечества перед святой любовью Спасителя Христа, святитель Тихон Задонский говорил: «Долг любви не чем иным, как любовью платится, ибо любовь не чем иным, как взаимной любовью удовлетворяется». Но как нам возлюбить Бога, чтобы усилия немощного человеческого естества наполнились жертвенным смыслом верности и благодарения? Об этом нужно задуматься всерьез, со всей ответственностью: «Господь пострадал за меня... И я должен воздать Ему тем же. Как благодарить Тебя, Господи?»

Вероятно, в поисках ответа нам сразу вспоминается образ святых мучеников. Но затем, как правило, приходит иная, осаждающая наши благие намерения мысль: «Высота такого подвига недосягаема для меня…»

+ + +

Действительно, если жизненные стремления не ведут человека к Богу, то он неизбежно удаляется от Него: «…кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф 12:30), – говорит Господь. Поэтому человек становится все более немощным и все менее способным жертвовать собой даже в малом. Не только физическая боль, но и сама «угроза» претерпеть любой дискомфорт, душевный или телесный, вызывает в нем панику. Ему страшна жара и холод, сквозняки и недостаток кислорода. Он боится воздействия чьих-то недобрых намерений, боится стать нищим, обиженным, голодным, непризнанным или же просто гонимым... Человеку вообще очень страшно отрекаться себя: своих прав и убеждений, своих чувств, желаний и целей, привычного и комфортного для него образа жизни... Такая самонадеянность и малодушие не дают ему впустить в свое сердце Христа. Потому что жить со Христом – значит учиться жить по Его воле, и самоотречение на этом пути – условие обязательное.

Жертвенная любовь во все времена укрепляла не только ее исповедников – сила действовавшей в них благодати Святого Духа распространялась и на окружающих. Вспомним, например, IV век: подвиг Севастийских святых – сильных мужественных воинов, которые пошли на муки, чтобы не отречься от Христа. Претерпевая истязания, они взмолились, и был им ответ: «Верующий в Меня, если и умрет – оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные». Воины отдали свои сердца и жизнь Богу – такова была сила их веры и мера благодарности Ему. И пусть их исповедничество длилось недолго, но Господь навечно прославил подвиг их жертвенной любви – решимость положить За Него свое житие и душу.

Такой пример вселял веру и желание пострадать за Христа даже в сердца язычников, присутствовавших на месте казни. Мы помним, что, когда один из стражников, который охранял замерзавших в Севастийском озере воинов, увидел над ними венцы, его сердце преисполнилось решимости пострадать вместе с мучениками. Стражника звали Аглаий: «И я – христианин!» – сказал он и решительно присоединился к ним. Стоя в ледяной воде, он молился: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Сопричти меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами».

Или же сколь драгоценна пред очами Божиими была любовь матери самого юного из Севастийских мучеников, Мелитона, которая во время казни убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца! А когда уже погибших воинов положили на колесницы и повезли на сожжение, тело Мелитона, претерпевшего мучения вместе с остальными, оставили лежать на земле, потому что он был еще жив. Тогда мать подняла его и на своих плечах понесла вслед за колесницей – она вручала Богу своего умирающего сына! Можем ли мы представить, что испытывало ее сердце?

Вообще, благодаря массовым гонениям, подвигом исповедничества и мученичества была увенчана жизнь многих христиан первых веков. В отличие от нашей теплохладности к Богу, их вера была ревностной и живой! Поэтому, узнавая о том, что совершается расправа над христианами, многие верующие спешили на место казни: «Казните меня! Я тоже христианин!» Подумать только: люди искали возможности пострадать за Него! Конечно, мучение за Христа возможно претерпеть лишь тому, кто крепко держится «за ризу Христову», и чье сердце наполнено Богом, как говорит Священное Писание: «…пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин 4:16). Такую меру самоотверженности преподобный Силуан Афонский называл «высшей, совершенной любовью к Богу». «Когда человек имеет благодать Святого Духа и в душе и в теле, – говорил он, – у него освящается тело и будут мощи. Так бывает у великих святых мучеников, у пророков, у преподобных». Святые отцы пишут, что благодать Божия приумножается в человеке по мере совершенствования в его сердце любви ко Христу.

+ + +

Но, дорогие, благодати, возводящей к таким великим подвигам, сподобляются только те, чьи сердца и воля прежде обретают свойство верности Господу и Его заповедям – когда человека нельзя запугать и заставить отречься или же купить: кого за «корону и полцарства в придачу», а кого и за «тридцать сребреников». Но враг не дремлет, ему ненавистна ответная любовь человека к Богу. Поэтому, соблазняя нас ко греху, он всячески пытается попрать этот сокровенный союз. А это значит, что в земной жизни верность Богу будет испытуема до последней минуты.

Конечно, времена теперь другие – и испытания веры приобрели характер иной. Физически, как прежде, христиан пока еще никто не преследует, но, тем не менее, наша вера слабеет, а иногда и исчезает, не выдерживая искушений соблазнами мира. Увлекаясь «духом времени», мы отдаляемся от Правды Божией, и если вовремя не опомниться, то рано или поздно нашему сознанию она может показаться и вовсе чуждой. Поэтому мы, например, зачастую перестаем понимать суть подвига преподобных угодников или мучеников, а меру их жертвенности, самоотречения и ревности ко Христу – воспринимаем, как сказку.

Ну как нам понять их ревностную веру, если сами-то мы легко отрекаемся от Него и в чувствах, и в словах, и в делах? Например, мы «под настроение» – без каких-либо принуждений – с легкостью готовы поменять нательный крест на инославные амулеты или знаки зодиака, не замечая в этом отречения. А ведь многие христиане, которых ставили перед выбором: снять крест или умереть, – предпочитали отдать свою жизнь, исповедуя веру Христову! Вот так и подтверждаются слова Священного Писания: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк 16:10).

+ + +

Да, дорогие, время нашей жизни неумолимо уходит, и близится час, когда и нам придется переступить порог вечности и предстать пред Богом. Найдем ли мы тогда, что сказать Ему? И какой плод жизни мы принесем Ему в дар?

Не просто так Господь попускает нам сложные обстоятельства жизни, но чтобы дать шанс отречься и очиститься от зла – от наших грехов, страстей и пороков... Для этого Он оставил нам заповеди, оставил пример Своего образа мыслей и действий, чтобы мы знали, как пройти земной путь и сохранить свою душу. Желая отвести нас от погибели, Он призывает: «Возлюбите Бога своего всем сердцем... Любите друг друга... Научитесь от Меня...» Он непрестанно пытается «вести нас за ручку», чтобы и мы сподобились венцов вечной радости в Небесном Отечестве. Но мы вырываемся, убегаем, хотим идти «по-своему»: дорогой, которую наметили себе сами. Но куда ведет дорога, если она удаляет нас от Бога?

Господь же наблюдает за нашими сердечными настроениями и влечениями постоянно. И вероятно, ни взаимной любви, ни благодарности, ни хотя бы христианского образа мыслей не находит в нас. А придет время – Он скажет: «Я хотел тебя вести, Я хотел, чтобы ты спас свою душу, а ты ушел от Меня…» – что ответим тогда? Ведь, действительно, по отношению к Богу мы привыкли вести себя подобно неразумному младенцу, который вырывается и убегает от матери, не осознавая, что тем самым подвергает себя смертельной опасности... Господь же как Милосердный Отец долго терпит наше безрассудство, подобно тому как родители терпят шалости своих непослушных детей: «Да ладно, пусть пока пошалят…» Но приближается и время испытаний, и время дать ответ…

+ + +

Пора бы нам остановиться, задуматься и пристально взглянуть на свою душу. И быть может, мы поймем, что делами своей жизни осквернили ее, что она погрязла в грехах и пороках. И ничто и никто, кроме благодатной силы Милосердия Божия, не может избавить душу от плена «закона греховного», действующего в самом человеке.

Но почему же мы до сих пор позволяем себе жить так, как будто Господь пострадал и умер не за нас, как будто Его любовь не продолжает нам благотворить? Не удивительно, что наша неблагодарная греховная жизнь вновь привела нас к порогу тяжелых испытаний. А это значит – мы должны опомниться: нужно молиться и просить Его, чтобы Он вошел в наши сердца, попаляя в них все скверное и греховное, помог бы нам довериться Его Промыслу, отдать в Его руки самих себя, своих ближних, всю свою жизнь. Нужно учиться принимать и с благодарением претерпевать все, что Господь будет посылать нам: обиды, клевету, скорби, болезни, потери, тесноту и нестроения... Во время испытаний, какими бы они ни были: личными или всенародными, – нужно все более укрепляться во Христе и держаться заповедей Его – всегда и везде, что бы ни происходило.

Например, если человек имеет цель ради Христа сохранить свою девственность – он уже мученик. Потому что всю жизнь борется с соблазном пасть и осквернить не только свое тело, но и душу. Он претерпевает насмешки и поношения, но, исполняя заповедь , хранит себя и в этом подвиге сохраняет верность Христу. Или же если в семье от своих родных и близких мать или отец безропотно со смирением несет тяжкие испытания: поношения, уничижения или даже побои, – это тоже мученический путь в Горний Иерусалим. Так же и в государстве: вот пришла война – и многие пошли защищать свою Родину. И если они имеют своей целью не вымещение гнева и злобы, а пострадать за ближних или, быть может, даже отдать за них свою жизнь на поле брани, то пред Богом они предстанут как мученики, исполнившие заповедь Его: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин 15:13).

Конечно же, нам всем приятно благодарить Бога в благоденствии. Но особо дорого Ему видеть верность наших сердец в скорбях и испытаниях! Ведь благодушное терпение – это тоже подвиг любви. Попробуй с благодарностью держаться за Его руку, например, претерпевая беспощадность войны или же смертельную немощь на больничной койке... Но для этого нужно, как минимум, понять, что именно здесь и сейчас Он хочет очистить и спасти мою душу! И если кто-то усомнится, по плечу ли человеку такой подвиг, то пусть вспомнит пример матери севастийского воина...

+ + +

Сохранить веру в современном мире – это уже подвиг, который требует и свободы от греха, и любви ко Христу, и твердого упования на Него. Найдем ли мы в себе все это? Ведь действительно: начать всерьез принимать волю Бога и осознавать необходимость в соблюдении Его заповедей – нелегко. Но надо начинать – пора становиться христианами не только «по форме». «Итак, умоляю вас, братия, – говорит Апостол Павел, – милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим 12:1-2). Ведь ни одна душа не может быть спасена, если не обретет главного свойства – любви: любви к Богу и ближним. А возрастание любви всегда неразрывно связано с глубоким переустройством всей личности человека: отречением закона греховного, действующего в нас, ради того, чтобы образ мыслей и действий Христа сделался содержанием нашей жизни.

Конечно же, пока мы не способны повторить подвиг святых мучеников, но это не единственный путь, свидетельствующий о любви к Богу. Пусть в наших сердцах любовь и благодарность начнется с верности в малом. Старец Силуан говорил, что бояться оскорбить Бога – это тоже проявление любви к Нему, самое малое. Потому что, добровольно перебарывая себя – свои греховные склонности, привычки и пристрастия, – мы ради Господа будем стремиться благодушно и терпеливо жертвовать своими желаниями и интересами, с Его же помощью воздерживаясь от всего соблазнительного и вожделенного: ради Христа воздержусь от услады и зрелищ, ради Христа послужу ближним, ради Христа потружусь, ради Христа попощусь, ради Христа помолюсь, ради Христа потерплю все скорби, болезни, обиды, поношения или побои, ради Христа перенесу зной, холод, голод и лишения... И Господь, желая возвести души к совершенству любви, конечно же, примет наши усилия и самоотречение как жертву – как бескровное мученичество...

Да, грядут серьезные испытания. Но не стоит отчаиваться. Мы помним, что даже из агрессии безбожного советского режима Господь извел пользу для многих: благодаря гонениям на христиан, те, кто устояли во Христе, предстали в вечности пред Престолом Божиим в сонме новомучеников. Вероятно, и в наше время те, кто будет настроен, не отступая от Бога, мужественно претерпевать все мучения до конца, сподобится нетленных венцов от Господа. И этот подвиг любви и верности принесет благие плоды: быть может, рядом с ними живущие, глядя на стойких в Истине, уверуют и, стоя перед выбором пути, так же самоотверженно возьмут Спасителя за протянутую им руку…

Дорогие мои, я бы хотел, чтобы мы полюбили страдания и, подобно святым мученикам, научились воспринимать тяжелые обстоятельства жизни как дарованный Богом шанс очистить свою душу и взойти к совершенству христианской любви: «Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым [ближним]. Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца, дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования» (Евр 6:10-12).

Аминь.