Новости Курганской и Шадринской епархии

Митрополит Даниил: Чтобы сохранить Православную веру, надо исполнять заповеди Божии

8 Марта 2020

Митрополит Курганский и Белозерский Даниил 8 марта, в первое воскресенье Великого поста совершил Литургию в Александро-Невском кафедральном соборе города Кургана.

Вот уже более десяти столетий в первое воскресенье Великого поста Православная Церковь молитвенно празднует Торжество Православия, торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В этот день Церковь проводит четкое разделение истины и лжи.

 «Празднование Торжества Православия – это единственный день во время Великого поста, когда священники облачаются в золотые ризы в знак особого торжества,  сказал владыка в проповеди. Этот праздник был установлен нашими предками после того, как Церковь одержала последнюю победу над ересями иконоборчества.

«Что такое “Православие”?  Отцы Церкви пишут, что это самая правильная вера и самое правильное служение Господу нашему Иисусу Христу. Всё остальное – ложь, приводящая человека не к спасению, а к погибели, –  продолжил архипастырь. — Как пишет Игнатий (Брянчанинов), враг рода человеческого, дьявол, завидует людям и старается всячески погубить образ Божий. Потому что люди, пройдя свой искус на земле, должны восполнить число ангелов, которое было до падения их с неба, встать на их места.  Когда-то они стояли на небе, рядом с Богом, а теперь пресмыкаются на земле. И поэтому они мстят нам, людям, живущим на земле. И когда дьявол не может погубить человека,  напрямую заставить его грешить, то он подсылает ему всякого рода ересь. Ересь – это отклонение от правильного пути, это ошибка, это грех, когда к истине Божией присовокупляется умствование человеческое».

«Это страшное состояние ереси – соединение учения Божьего с измышлениями человеческими и диавольскими. Сколько людей было погублено через это неправильное учение – миллионы!  Ересь иногда выглядит красиво и правильно – диавол может прикрыть свои словеса всякими украшениями. Но этот путь ведёт не к Богу, а от Бога. И даже святые угодники Божии, бывало, ошибались и не видели погибельного пути».

Митрополит Даниил рассказал в проповеди и о древнем чине анафемствования, водящем в состав службы.

«Анафема – это отлучение человека или целое общество, способных заразить ересью других людей. Смысл сегодняшних молитв – в просьбе к Богу, чтобы Он не дал диаволу восторжествовать в сердцах человеческих. У врага рода человеческого миллионы способов влиять на душу человека. Но он проигрывает, потому что с человеком – Бог! С Его благодатью мы проходим сквозь сети диавола, а без неё – впадаем в грех»,—  подчеркнул митрополит.

«Почему Церковь празднует победу над ересями именно в первое воскресенье Великого поста? Потому что победить их можно только постом, молитвой и покаянием. А ещё – не осуждением греха другого человека. Православная Церковь учит нас правильному отношению друг к другу, к приходящим со стороны вероучениям.

Чтобы сохранить веру Православную, её надо изучать, пишет Игнатий (Брянчанинов).  Чтобы утвердить и укрепить – надо исполнять  заповеди Божии. Надо всегда это помнить и хранить веру Православную!», — завершил владыка свою проповедь.

Напомним, что Торжество Православия, которое совершается в первую неделю Великого поста,  было установлено в Греции в IX веке в память окончательной победы над врагами Православия — иконоборцами.

После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX века ересь полностью была искоренена. Христолюбивая царица Феодора объявила: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!»

Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий установил тогда же особое праздничное богослужение. Оно прошло в Софийском соборе Константинополя в первое воскресенье Великого поста. Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия. В XII и XIV вв. эта служба была значительно дополнена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства. Эта служба представляет собой торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.

В России чин Православия введен в XIV веке и состоял из греческого синодика этого чина с прибавлением сначала имен «новых еретиков», как например, Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря, и др., затем прибавились новые имена: Стеньки Разина, Гришки Отрепьева, протопопа Аввакума, многих расколоучителей и др.; всех анафематствований было 20, а имен до 4 тысяч. В конце XVIII в. чин Православия был исправлен и дополнен митрополитом Новгородским и С.-Петербургским Гавриилом; из него исключены были как множество имен, которым возглашалась вечная память, так и имена многих гражданских преступников и расколоучителей.

Чин Православия совершался в кафедральных соборах после прочтения часов или перед окончанием Литургии на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, возлежащими на аналое.

Чин содержал в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы и провозглашение Вечной памяти всем защитникам Православия.

В феврале 1901 года Святой Синод предал анафеме Льва Толстого, как проповедующего «ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской».

В последнее десятилетие были осуждены те, кто пролил невинную кровь ближних своих в 1993 г. Слова отлучения были произнесены тем, кто разделяет учения сект, «новых религиозных движений», язычества, астрологии и т.п. (1994 г.). Был отлучен от Церкви монах Филарет (Денисенко), который дерзнул наименовать себя «патриархом Киевским и всея Руси-Украины» (1994 г.). Архиерейский Собор 1997 года, после неоднократных увещеваний и предупреждений о бесчинном ношении иерейского креста после лишения сана, постановил: «Отлучить Глеба Павловича Якунина от Церкви Христовой. Да будет он анафема пред всем народом».

Предание анафеме не является проклятием, не является актом бесповоротно закрывающим путь к возвращению в Церковь и ко спасению. При покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята. Может быть она снята и после смерти. Важное значение для Русской Церкви имеет отмена анафемы старообрядцам в 1971 году.