Новости Курганской и Шадринской епархии

Митрополит Даниил: Крест страданий Господь даёт только сильным людям

25 Февраля 2020

Митрополит Курганский и Белозерский Даниил 25 февраля совершил Божественную литургию в Иверском приделе Богоявленского собора города Кургана.

В этот день Церковь празднует обретение Иверской иконы Божией Матери. Поэтому в начале проповеди владыка поздравил прихожан с престольным праздником и рассказал об особой любви православных россиян к этому удивительному образу, который находится на Святой Горе Афон. «Наши предки так возлюбили этот образ, что в XVII веке попросили наместника монастыря сделать для России список и передать в Москву. С той поры стало строиться много храмов и приделов в честь Иверской иконы Божией Матери».

Архипастырь напомнил, что сегодня также совершается память великого русского святого – святителя Алексия, митрополита Московского.  Его икона есть в Иверском приделе Богоявленского собора.

Более подробно рассказал владыка о жившем в VI веке малоизвестном в России святом, точнее, святой – о женщине Марии, подвизавшейся в мужском монастыре под именем инока Марина. Ей пришлось претерпеть напрасные поношения и клевету, которые она стойко переносила.

«Мы часто задаём вопрос: почему святые угодники Божии подвергаются таким страданиям? Ответ находим у Святых Отцов, которые пишут, что, когда человек несёт крест поношений и клеветы и не ропщет, то это крест Самого Господа. Именно Он претерпел клевету, обман, ложь, поругание. И такой крест Христос даёт только сильным людям. И этой девице Он дал, чтобы прославить её», — сказал владыка.

«В акафисте Иверской иконе Божией Матери есть такой припев: “Радуйся, благая Вратарница, двери райские верным отверзающая”. Божия Матерь сама прошла через гонения и страдания, Её Сына оклеветали, невинно осудили и казнили на Её глазах. И нам Божия Матерь попускает претерпевать страдания по нашей силе, и через них отверзаются нам царские врата – вечная небесная обитель. Будем всегда это помнить и не будем возмущаться и роптать, искать виновных в своих бедах. Этот крест прославления, эту чашу страданий нам даёт Господь, чтобы нам было лучше в той жизни, чтобы мы действительно увидели Его славу, соприкоснувшись с Его крестом», — завершил митрополит Даниил свою проповедь.

В Богоявленском соборе города Кургана в честь Иверской иконы Божией Матери сооружен правый придел. В этом приделе установлен мраморный иконостас, для него курскими мастерами написаны иконы, стены придела расписаны. В апреле 2018 года престол придела был освящен великим чином.

Когда храм только еще начинал строиться, ему была пожертвована большая Иверская икона Божией Матери, написанная на Святой Горе Афон. Тогда-то и было решено правый придел храма освятить в честь Иверского образа. Икона сильно пострадала во времена безбожных гонений на Церковь и была реставрирована. С тех пор она хранилась в храме Рождества Христова. В 2016 году митрофорный протоиерей Николай Чирков передал икону в Богоявленский собор. В настоящее время этот образ в резном киоте помещен в Иверском приделе собора слева от иконостаса.

В Иверском приделе Богоявленского собора в резном киоте хранится еще один список Иверской иконы Божией Матери, написанный и освященный на Святой Горе Афон в Русском Пантелеимоновом монастыре в 1858 году. Он помещен с правой стороны между окнами.

Жития преподобных Марии, именовавшейся Марином, и отца ее Евгения

Пре­по­доб­ная Ма­рия-Ма­рин и отец ее пре­по­доб­ный Ев­ге­ний жи­ли в на­ча­ле VI ве­ка в Вифи­нии (се­ве­ро-за­пад­ная об­ласть Ма­лой Азии). Ов­до­вев, пре­по­доб­ный Ев­ге­ний ре­шил уй­ти в мо­на­стырь, но дочь его не по­же­ла­ла с ним рас­стать­ся и со­пут­ство­ва­ла ему, пе­ре­одев­шись муж­чи­ной. Они вме­сте всту­пи­ли в оби­тель, неда­ле­ко от Алек­сан­дрии, где пре­по­доб­ная по­лу­чи­ла имя Ма­рин.

«Брат» Ма­рин весь­ма пре­успе­вал в доб­ро­де­те­лях, от­ли­ча­ясь сми­ре­ни­ем и по­слу­ша­ни­ем. Ко­гда через несколь­ко лет отец свя­той Ма­рии скон­чал­ся, она еще уси­ли­ла свои по­дви­ги и по­лу­чи­ла от Гос­по­да дар ис­це­лять одер­жи­мых нечи­сты­ми ду­ха­ми.

Од­на­жды «инок» Ма­рин в чис­ле про­чих бра­тий был по­слан на мо­на­стыр­ские ого­ро­ды, по пу­ти к ко­то­рым им при­шлось но­че­вать в го­сти­ни­це. Дочь хо­зя­и­на этой го­сти­ни­цы, со­гре­шив­шая с од­ним из по­сто­яль­цев, окле­ве­та­ла «ино­ка» Ма­ри­на, на­звав «его» ви­нов­ни­ком сво­е­го па­де­ния. Отец ее по­жа­ло­вал­ся игу­ме­ну мо­на­сты­ря, и тот из­гнал «со­гре­шив­ше­го бра­та». Пре­по­доб­ная не ска­за­ла ни сло­ва в свое оправ­да­ние и ста­ла жить у мо­на­стыр­ской сте­ны. Ко­гда у со­гре­шив­шей де­ви­цы ро­дил­ся маль­чик, хо­зя­ин го­сти­ни­цы при­нес его к Ма­ри­ну, мол­ча бро­сил сво­е­го вну­ка и уда­лил­ся. Свя­тая при­ня­ла мла­ден­ца и ста­ла его вос­пи­ты­вать.

По про­ше­ствии трех лет бра­тия упро­си­ли игу­ме­на сно­ва при­нять в оби­тель «ино­ка Ма­ри­на». Игу­мен, ко­то­рый весь­ма неохот­но усту­пил прось­бам, стал на­зна­чать «бра­ту Ма­ри­ну» са­мые тяж­кие по­слу­ша­ния, ко­то­рые пре­по­доб­ная ис­пол­ня­ла с ве­ли­чай­шим усер­ди­ем, про­дол­жая вос­пи­ты­вать сво­е­го мни­мо­го сы­на.

Через три го­да свя­тая мир­но ото­шла ко Гос­по­ду в сво­ей кел­ии. При­шед­шие бра­тия уви­де­ли скон­чав­ше­го­ся «ино­ка» и маль­чи­ка, ры­да­ю­ще­го над ним. Ко­гда ста­ли об­ря­жать пре­по­доб­ную для по­гре­бе­ния, тай­на ее рас­кры­лась. Игу­мен мо­на­сты­ря со сле­за­ми про­сил про­ще­ния у усоп­шей, и его при­ме­ру по­сле­до­вал хо­зя­ин го­сти­ни­цы. Те­ло пре­по­доб­ной Ма­рии бы­ло с че­стью по­гре­бе­но в мо­на­сты­ре. Дочь го­стин­ни­ка при­шла к гро­бу свя­той и от­кры­то ис­по­ве­да­ла свой грех, от­че­го сра­зу же ис­це­ли­лась от бо­лез­ни бес­но­ва­ния. От­рок, ко­то­ро­го вос­пи­ты­ва­ла пре­по­доб­ная, впо­след­ствии при­нял ино­че­ский чин.

Мо­щи свя­той бы­ли пе­ре­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль, а от­ту­да в 1113 го­ду уве­зе­ны в Ве­не­цию.