Новости Курганской и Шадринской епархии

Интервью с директором Курганской православной школы во имя Александра Невского Анатолием Додоновым

24 Января 2020

Анатолий Додонов: «Мы – единая православная семья»

На вопросы руководителя пресс-службы Курганской епархии отвечает директор православной школы во имя Александра Невского Анатолий Додонов.

— Анатолий Петрович, чем отличаются православная и светская школы?

— Главное отличие православной школы от светских образовательных организаций в том, что у нас реализуется конфессиональный компонент образования и осуществляется православное воспитание.  Наша школа, как и другие образовательные учреждения, работает по федеральному государственному образовательному стандарту – преподаются те же самые предметы в тех же самых объёмах, что и в массовых школах. По окончанию 9 класса наши дети сдают итоговую аттестацию, и, поскольку мы имеем государственную аккредитацию, то имеем право выдавать документ об образовании государственного образца.

Наряду с получением зданий в нашей школе во главу угла ставится и воспитание.  Только православное воспитание даёт возможность ребёнку стать на путь истинный, преодолевать в себе недостатки, бороться с грехами, взращивать в себе доброту, не отвечать злом на зло.

Мы используем систему работы, построенную на воспитание христианских добродетелей. Эта система носит комплексный характер, затрагивает не только воспитание детей, но и родителей – на родительских собраниях наш духовник о. Михаил Ширяев даёт им краткие, но чёткие рекомендации, как воспитывать ту или иную добродетель в семье.

Мы развиваем и такое направление, как трудовое воспитание. В нашей школе нет белоручек.  Все родители дали согласие на то, чтобы их дети привлекались к труду. Старшеклассники сами убирают классы, помогают убирать снег во дворе школы и на прилегающей улице и т.д.

Не забываем про военно-патриотическое воспитание (в связи с этим мечтаем организовать секцию рукопашного боя); про эстетическое воспитание (посещение концертов, спектаклей, музеев, библиотек и т.д.). Но всё это – с православным акцентом.

Воспитывает сам уклад школьной жизни. Он у нас строится несколько иначе, чем в массовых школах.  Если за рубежом в некоторых школах день начинается с пения гимна, то у нас – с молебна небесному покровителю святому благоверному князю Александру Невскому.  На этом молебне мы просим Господа о здравии и благоденствии наших Патриарха и митрополита, всех православных христиан, а также всех учителей и учащихся школы поименно, молимся за нашу державу и ее воинство. Детская молитва идёт от души и имеет большую силу. Обязательно молимся за болящих учеников и учителей. Каждый урок начинается с молитвы «Царю небесный» и заканчивается молитвой «Достойно есть»; также молитвенное правило соблюдается при приёме пищи. Это и дисциплинирует, и придаёт осмысление действий учащимся православной школы.

В православном укладе школьной жизни – особые отношения учителей между собой, между педагогами и детьми, родителями, между учащимися. Мы стараемся, чтобы они были в духе христианских заповедей, чтобы, не дай Бог, кто-то озлобился, проявил гневливость, повысил голос или проявил другие действия, которые, порой, в светской среде воспринимаются как само собой разумеющееся.  Конечно, и у нас случается, все мы люди грешные, но мы стараемся, чтобы в школе была хорошая морально-психологическая обстановка, чтобы мы были единой православной семьёй.

Но с другой стороны, владыка Даниил, наставляя меня, сказал, что дети не должны привыкать к тепличным условиям. Выйдя из благоприятной среды нашей школы, они столкнутся с изъянами внешнего мира и должны быть к этому готовы – не поддаться, не озлиться. Это очень серьёзная задача.

— Что такое «конфессиональный компонент»?

У нас есть законное право преподавать «Основы православной веры», «Закон Божий», церковно-славянский язык. Также мы давно работаем над методической темой реализации православного компонента в преподавание общеобразовательных предметов. Там, где это уместно и целесообразно, связываем тему либо с православной верой в целом, либо с историей Христианской церкви. Перестраиваем наше поурочное тематическое планирование. История, обществознание, литература являются базовыми для введения православного компонента, но можно вводить его и в биологию, и в географию, и даже в физике и математике (к примеру, сколько свечей весом 20 грамм получится из 1 кг воска?).

— Какие дети у вас учатся?

—  Дети разные.  Не все наши родители воцерковлены, но все тянутся к православию. И наша задача – помочь им.

В двунадесятые праздники мы не учимся, у нас в уставе так записано. Мы обязательно всей школой идём на богослужение.  Многие родители тоже приходят на службу, исповедуются и причащаются вместе с детьми. Причём, участие в службе – не обязанность, а одна из форм поощрения.

С благословения владыки мы ввели практику исповеди, которую по пятницам проводит наш духовник не только для детей и педагогов, но и для родителей.  Уверен, это идёт на пользу и детям, и взрослым.  Тайна исповеди соблюдается. Но нам удаётся ненавязчиво, потихоньку вести к вере даже тех, кто ещё только стоит на её пороге.

— Анатолий Петрович, можно ли сказать, что в вашей школе стараются услышать каждого ребёнка?

— Индивидуальный подход, безусловно, должен быть в любой школе, тем более, у нас, где, по разрешению учредителя, классы маленькие, до 15 человек, и есть возможность на уроке больше работать с каждым учеником.  Наши дети более ответственно относятся к выполнению домашнего задания, так как знают – на уроке обязательно спросят.  Но мы ученика не только видим на уроке, стараемся быть с ним рядом, знаем о его проблемах и трудностях, стараемся не давать накапливаться негативу и вовремя помочь.

 Первый путь – это исповедь, батюшка с каждым ведёт душевные разговоры, второе – постоянное общение классных руководителей с детьми и родителями. И третье – по понедельникам после молебна в классах идёт так называемый «утренний круг» — разговор по душам. Это коллективная возможность услышать ребёнка, а индивидуальная – ведение «Дневника добродетелей». Подчёркиваю – личных дневников, ни я, ни классный руководитель в него не имеем права заглядывать, только батюшка.  Педагогу можно только подсказать ребёнку, какую мысль туда записать или формулировку той или иной добродетели, или цитату из жития святых.

— Сейчас объявлен набор во все классы вашей школы. С чем это связано?

— С малочисленностью – у нас всего 38 детей, и основная масса их – в начальной школе.  Это связано и с удалённостью школы от центра города. Связано с отсутствием надлежащих условий — выделенное нам безвозмездно здание бывшей вечерней школы не типовое, здесь невозможно разместить хорошую библиотеку с читальным залом, нет актового и спортивного залов, столовой. Часть помещений мы вынуждены арендовать на безвозмездной основе в других городских школах — №№ 8 и 34.

Одна из причин малочисленности – отсутствие условий для обучения иногородних детей, здесь могли бы получать светское и религиозное образование дети священников из отдалённых территорий.  И ещё – о нас мало знают. Мы собираемся системно вести информационную работу, и, уверен, она даст результат.  Постараемся к началу следующего учебного года довести количество учеников до 70 человек.

Беседовала Татьяна Маковеева.