Новости Курганской и Шадринской епархии

Митрополит Даниил: Святые угодники Божии помогут совершать путь нашего спасения

14 Января 2020

Митрополит Курганский и Белозерский Даниил продолжает знакомство с приходами Курганской епархии. 14 января он впервые посетил храм Илии Пророка села Митино Кетовского района и совершил там Божественную литургию.

В этот день Русская Православная Церковь чтит память святого Василия Великого, поэтому в храме служилось особое богослужение, которое носит название литургия Василия Великого. Такая литургия служится только десять раз за год, и в первый раз это происходит 14 января.

Свою проповедь владыка Даниил также посвятил этому святому, который, по словам архипастыря, был человеком, имевшем от Бога огромное количество всяческих талантов, но при этом обладавшем настоящим христианским смирением. В его житие есть немало примеров прозорливости, о некоторых владыка рассказал пастве. Рассказал и о том, что этот святой всегда молился вместе с народом, и его молитвы имели огромную силу. «Василий Великий написал текст литургии, который ему открыл Господь», — сказал владыка.

«Величайших святых нам Бог дал, чтобы мы не были лежачими камнями, под которые вода не течёт, чтобы мы пользовались их помощью. А как? Просить их помощи, приходить в храм в день его памяти, причащаться и тем самым соединяться с этим святым.  Это самое сильное соединение. В этот день мы настраиваемся на одну волну со святыми, и тогда их помощь способна дойти до нашего бренного естества. Так что будем всегда усердно молиться святым угодникам Божиим, и они помогут нам совершать путь нашего спасения!», — завершил проповедь владыка.

 Настоятель Ильинского храма иерей Андрей Чапочкин обратился к архипастырю со словами благодарности за визит и совместную литургию: «Для прихода в сельской глубинке приезд митрополита – событие неординарное. Для нас сегодня – большой праздник, и на литургию собралось людей больше, чем обычно. Ваше служение показывает пример служения Богу и оставляет в наших душах Божию благодать».

Литургия Василия Великого совершается в день памяти святителя Василия – 14 января по новому стилю (1 января по ст. стилю), а также в первое, второе, третье, четвертое и пятое воскресенье Великого поста, в Великий Четверг и Великую Субботу. Литургия Василия Великого более продолжительная по времени, чем привычная литургия Иоанна Златоуста. Песнопения, которые исполняются на литургии Василия Великого как будто бы протяжнее. Это происходит потому, что длиннее становятся молитвы, которые священник тайно произносит в алтаре, в первую очередь это евхаристическая молитва. Хор своим протяжным исполнением как будто бы заполняет паузы в службе. И конечно же не остается не замеченным отсутствие молитвы «Достойно есть…», вместо которой исполняется «О Тебе радуется…». Дважды за службу верующие слышат имя Святителя Василия Великого: во время проскомидии и на отпусте.

Житие Василия Великого

Святой Василий был родом из Каппадокии, района в Малой Азии. Он родился в 330 году в городе Кесария и был старшим сыном в большой семье. Родители Василия были людьми верующими, поэтому дали сыну христианское воспитание, но они также были богатыми, благодаря чему Василий, как и его братья, среди которых знаменитый Григорий Нисский, получил блестящее светское образование. Будучи четырнадцатилетним подростком, он осиротел. Его отец – известный юрист внезапно скончался, и святой Василий остался на попечении своей бабушки Макрины. С ней святой Василий жил в пригороде Кесарии вплоть до ее смерти.

В 17 лет для совершенствования знаний святой Василий переехал сначала в Кесарию, затем в Константинополь, а позже в центр просвещения тогдашнего мира – город Афины. Здесь он учился в одной из Афинских школ вместе со своим другом Григорием Богословом, с которым познакомился еще в Кесарии. Святой Василий Великий с легкостью овладевал науками и непрестанно совершенствовался в них. Он отличался глубокими познаниями не только в естественных науках (математике, естествознании и медицине), но и в риторике, философии, владел несколькими языками. Как пишет Григорий Богослов о Василии Великом, «легче было выйти из лабиринта, чем его переспорить».

В возрасте примерно двадцати лет в 357 году он возвращается в Кесарию и становится адвокатом. В этот же год святой Василий был крещен епископом Кесарии Дианием. Он становится чтецом в церкви и через некоторое время оставляет адвокатскую практику, чтобы отправиться в путешествие, продолжавшееся два года. Святой Василий посетил несколько монашеских обителей Египта, Сирии и Палестины, где наблюдал знаменитых подвижников благочестия. Свой опыт впоследствии он положит в основу собственного монашеского устава, который по сей день остается авторитетным для всего христианского мира.

Вернувшись из путешествия, святой Василий раздал бедным свою часть отцовского наследства. И так как его имущество было значительным, он сумел также построить больницы и странноприимные дома. После чего уединился на реке Ирис. Вскоре здесь вместе с единомышленниками святой Василий создал аскетическую, монашескую общину. В своем «понятийском уединении» святой Василий много писал, в том числе им был создан ряд богословских трудов. На основе текстов Нового Завета он составляет сборник правил нравственной жизни.

В 370 году, после смерти епископа Евсевия, святой Василий Великий возглавляет кафедру и остается на посту епископа на десять лет вплоть до своей кончины в 379 году. Он проявлял себя твердым и принципиальным, сдержанным и строгим в соблюдении канонов. Всегда заботится о благе Церкви.

Василий Великий – богослов и философ много сил и внимания уделил литургическому творчеству. Наверное, никто из епископов не написал больше писем, чем Василий Великий. Его беседы и переписка дошли до наших дней. Мы обязаны святителю Василию нынешним текстом Символа веры. Им был написан трактат о святом Духе. Ряд творений святой Василий Великий посвятил толкованию Священного Писания, однако, до наших дней дошел только Шестоднев и комментарии к некоторым псалмам. Василий Великий написал устав монашеской общины, создал наставления для верующих, желающих преуспеть в христианском благочестии. Еще при жизни за подвижническую жизнь он был прозван в народе Великим.