Новости Курганской и Шадринской епархии

4 Мая 2011
приветственное слово архиепископа курганского и шадринского константина к участникам научно-практической конференции в г. катайске, проводимой администрацией города совместно с уральским церковно-историческим обществом 6 мая 2011 года
04.05.2011

уважаемый юрий геннадьевич, всечестные отцы и дорогие участники конференции!

рад приветствовать вас на столь важном для нашей области и епархии мероприятии. история – это учительница. история государства учит нас единству, а история родного края – учит это единство сохранять и преумножать. ведь одно дело знать историю своей страны, которая огромна, которую трудно обозреть во множестве дат, имен, событий. и совсем другое дело знать историю того края, где все до боли родное и знакомое, где находятся могилы наших предков, где жизнь прошедшая когда-то порой тихо и безмятежно, а иногда бурно, тревожно и жестоко сложила все то, что мы видим, все то, что нас окружает. и эта жизнь ценна для нас, - в этой жизни мы все находимся как бы в некоем зачатке. очень важно нам понять этот зачаток, увидеть смысл, цель всего того, что происходило до нас. и учительницей история выступает не только потому, что она есть история проб и ошибок. история выступает учительницей, прежде всего, потому, что она как бы в зерне сокрывает еще не явленное, а явленное объясняет, истолковывает. понять историю – значит в какой-то мере понять самих себя.

история зауралья не такая длинная. мы знаем, что после завоеваний ермака, в xvii веке этот край осваивался не без труда. постоянные набеги кочевников, татар, башкир, казахов являлись большой угрозой для немногочисленного русского оседлого населения. первые поселения были в своем преобладающем числе военными. мы знаем, что даже братия далматовского монастыря, также подвергающегося частым набегам, вынуждена была изучать военное дело. катайский острог, построенный русскими землепроходцами в 1655 году, также выполнял важную оборонную роль. мы знаем, что к концу xvii века в остроге и окружающих его деревнях числилось более 300 дворов, включающих в себя крестьян и казаков. на протяжении всей истории катайск сохранял важное значение, являясь не только сельскохозяйственным, но и промышленным центром. 

подобно далматовскому монастырю, катайск стал в определенном смысле и религиозным центром. известно, что в селе боровское в советские времена действовала единственная на всю округу церковь, которая собирала верующих с территорий как курганской, так и свердловской областей. дети и внуки этих людей до сих пор приезжают в боровское – им дорога эта память, память с которой связана целая эпоха в жизни нашего края. в селе боровском почивают мощи священномученика аркадия, имя которого неразрывно связывается с этим селением, свидетельствуя о силе веры, свидетельствуя о разгуле жестокости в тот период, когда крушилась веками устоявшаяся русская действительность. имя священномученика аркадия становится все более и более известным, так же, как и все более притягательной становится духовная красота женского монастыря в селе боровском, в котором почивают святые мощи.

еще раз приветствую и поздравляю всех вас с этим важным для нашего края событием. желаю вам помощи божией в этом благом деле.

архиепископ курганский и шадринский константин, профессор, академик раен