Новости Курганской и Шадринской епархии

30 Марта 2015

29 марта, в Неделю 5-ю Великого поста, день памяти преподобной Марии Египетской, Архиепископ Курганский и Шадринский Константин совершил Божественную литургию свт. Василия Великого в новопостроенном Богоявленском храме в Кургане.

Его Высокопреосвященству сослужили: ключарь Богоявленского храма, руководитель епархиального отдела Религиозного образования и катехизации протоиерей Алексий Смирнов, секретарь Епархиального совета иерей Константин Павлюченко, диакон Василий Тимушев.

По окончании Богослужения Владыка Константин обратился ко всем собравшимся с проповедью: «Дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю Вас с 5-ой Неделей Великого и спасительного поста. В этот воскресный день святая Церковь предлагает нам к размышлению и исполнению Евангелие от Марка, в котором повествуется о событиях, предшествующих страшным страстным дням, предшествующих Голгофе. Последний раз Иисус Христос идет со своими учениками в Иерусалим.

За три с половиной года ученики уже хорошо узнали настроения иерусалимской знати, помышления иудейских первосвященников, иерусалимских мудрецов и книжников, и никаких утешительных славных прогнозов они для себя не строили. И поэтому, как написано в Евангелии «они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе» (Мк. 10:32). Вместе с тем их не покидала и другая мысль, которая боролась с их страхом и ужасом, мысль о том, что Иисус Христос — Мессия, который возглавит всенародное иудейское восстание против Рима, выйдет победителем, и они, его близкие ученики, займут почетные места в новом всемирном правительстве. Иисус Христос говорил им о Царствии Божием, а они думали о Царствии земном. Иисус Христос снова говорит им: «вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет» (Мк.10:33-34). Сердца учеников были в полном смятении: как же так, ведь с Иерусалима должно было начаться победное восстание, и в этом же Иерусалиме Его убьют, а если Его убьют, то как Он сможет воскреснуть?

«Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня [зависит], но кому уготовано. (Мк.10:35-40). Иисус Христос говорил ученикам о будущем, когда Он воскреснет, когда ученики исполнятся Духа Святого и превратятся в апостолов. Но тогда для них все было сокрыто, несмотря на то, что Иисус Христос три с половиной года день и ночь находился с ними и они разделяли с Ним все тяготы скитальческой жизни проповедника и очень, увы, немногие Его радости.

«И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк.10:41-45). Такой урок смирения преподал Иисус Христос своим ученикам. О смирении также говорится и в другом Евангелии, которое мы сегодня слышали: «Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи. И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает? Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Лк.7:36-50). Пример этой женщины, грехи которой простил Иисус Христос, вошел в историю христианской Церкви и этот пример упоминается в самых святых молитвах — ко святому Причащению, которые читают миллиарды христиан уже две тысячи лет. Вот какое Иисус Христос проявлял смирение.

Дорогие отцы, братья и сестры, бывает так, что мы с вами вместо того, чтобы проявить смирение, кичимся, надуваем щеки, гордимся своей должностью, положением и наплевательски относимся к подчиненным. Это очень плохо, но понятно. Но бывает и так, что человек ничего не имеет, - ни ума, ни таланта, ни совести. И это отсутствие совести позволяет ему задирать нос, кичиться неизвестно чем и почему. Кто-то кичится своим богатством, дорогими машинами и с презрением смотрит на тех, кто ездит на общественном транспорте. Предметов для гордости есть очень много. Но Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

Эти два Евангельских повествования, которые мы сегодня слышали: о том, как ученики Христовы ещё не будучи просветлены и освящены Благодатью Святого Духа, которую они получили только в день Пятидесятницы, просили о земном, о выгодных должностях в Царствии Иисуса Христа и о том, какие события произошли в доме Симона фарисея, научают нас в конце Великого поста, когда святая Церковь вспоминает память преподобной Марии Египетской, помнить о смирении, не превозноситься перед теми, кто не соблюдает пост или мало постится. Ведь пост и молитва — это дела исключительно добровольные. Тот человек, который сидит в тюрьме или заблудился в лесу и ничего не ест, тот не постится, а вынужденно голодает. Пост заключается в том, чтобы сознательно и добровольно ограничивать себя в пище, питии и удовольствиях.

Дорогие отцы, братья и сестры, ещё раз поздравляю Вас с пятой Неделей Великого поста, когда перед нашим мысленным взором проходят события из жития преподобной Марии Египетской о том как покаяние делает человека смиренным, евангельские события о том как Иисус Христос научает своих учеников смирению и упреждает Симона фарисея от осуждения. Все это мы должны уяснить для себя сегодня. Храни и благослови Вас всех Господь и даруй Вам сил духовных и телесных, чтобы достойно пройти оставшееся небольшое время Великого поста», - заключил Архипастырь.
    В этот день архиерейскими грамотами были награждены:
Тихонова Ольга Васильевна, певчая хора кафедрального собора святого Александра Невского;
Григорьев Олег Валерьевич, певчий хора кафедрального собора святого Александра Невского.