Новости Карельской митрополии

05.02.20 431 год назад, на Поместном соборе, состоялось наречение митрополита Иова первым патриархом Русской Церкви

Источник информации: Карельская митрополия
5 Февраля 2020

Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры.
При использовании устаревших браузеров фотографии можно открыть с помощью правой кнопки мыши >>> открыть в новом окне.

23 января / 5 февраля 1589 года свершилось величайшее историческое событие, определившее судьбу Русской Православной Церкви - митрополит Московский Иов был наречен Патриархом. Тем самым произошло установление патриаршества на Руси.

Значительную роль в исходатайствовании решения восточных патриархов сыграл Борис Годунов, фактически управлявший тогда Русским царством при царе Феодоре Иоанновиче. Единоличные действия Патриарха Иеремии в Москве вызвали реакцию на православном Востоке: крайне резко возражал против них, оспаривая их законность, авторитетный канонист и богослов Мелетий Пигас, ставший в 1590 году (после собора в Константинополе) Александрийским Патриархом. Он был убеждён, что действия Иеремии в Москве были обусловлены насилием и хитростью со стороны русских. Тем не менее, позже он был в числе подписавших грамоту 1593 года (на грамоте 1590 года подпись александрийского патриарха отсутствовала, ввиду междупатриаршества).

В Уложенной грамоте 1589 года, в частности, декларировалась известная по более ранним источникам концепция Москвы (точнее, «Росийского царствия») как «Третьего Рима»: « Великое Росийское царствие, Третей Рим, благочестием всех превзыде»

Как показали графологические исследования конца XX века, значительная часть подписей иерархов (кроме самого патриарха Иеремии II) на Грамоте 1590 года была поддельной (из 105 подписей участников Собора не менее 70 не подлинны: выполнены не указанными в этих подписях иерархами), что, вероятно, было вызвано спешкой; все подписи на акте Великого Константинопольского собора 1593 года (42 иерарха) — подлинные.

Желание московского правительства было в том, чтобы Московский патриарший престол занял третье, после Вселенского и Александрийского патриархов, место в диптихе, но такое требование было отвергнуто. Московскому патриарху было усвоено пятое место в диптихе, после патриарха Иерусалимского. Соборная грамота 1590 года, которую в следующем году привёз в Москву Тырновский митрополит Дионисий и 20 июня вручили царю, гласила (по русскому переводу того времени): « Пишем и обьявляем чрез сию соборную грамоту, первое исповедаем и совершаем в царствующем граде Москве поставленье [на полях: рукоположение] и патриаршеское именованье поставленнаго господина Иева по сем совершаем и для того посылаем как пишем патриаршескую грамоту и пишем о всем явственно и изволили собором да поставленный Московский наперед сево господин Иев патриарх именуетца патриархом и почитаетца с ыными патриархи и будет чин на нем и в молитвах после с патриархом с Ерусалимским должная его поминати наше имя [впоследствии исправлено: в молитвах после патриарха Ерусалимского должно нам поминати имя наше] и иных, а в головах и началех держати и почитати апостольский престол Констянтинопольский как и иные патриархи. И то дарованное патриаршескую честь и имя да не токмо патриарху Московскому господину Иеву дано ноне утверждено непоколебимо произволили но и по нем поставляти Московским собором началных властей в патриархи да именуетца сыскав по правилом зачато от патриарха сего Московского господина Иева о Святом Дусе возлюбленному брату и сослужебнику нашего смиренья »

Грамота 1590 года была отвергнута московским правительством ввиду 5-го места в диптихе. 12 февраля 1593 года в Константинополе в присутствии московского посла Г. Афанасьева состоялся новый собор восточных иерархов, в котором участвовали патриархи Константинопольский, Александрийский (временно управлявший также Антиохийской кафедрой) и Иерусалимский; собор признал законность учреждения в России патриаршества и подтвердил 5-е место Московского патриарха. Доставленный в Москву акт был признан московским правительством.

На этом Московском Поместном соборе, избравшем и настоловавшем первого русского патриарха, была также учреждена Корельская и Орешская епархия. Центром епархии долен был стать административный центр Корельского уезда г. Корела.

Первым епископом Корельским был назначен Сильвестр. Мы мало, что знаем о первом карельском епископе. Историк Чистович пишет, что он был родом из Вологодского края. По преданию от местных жителей он научился языку родственному карельскому, а может, и в роду его были финно-угорские корни. В летописи он впервые упоминается в качестве архимандрита подмосковного Симонова монастыря. В сан архиепископа был возведен 1595 г. при назначении его на Корельскую и Орешковскую епархию. С 1597 г., когда шведы освободили г. Корелу, епископ Сильвестр переносит туда свою резиденцию.

Сильвестр энергично взялся за работу. Уже в скором времени были отстроены все приходские церкви. Но на этом он не остановился, и число церквей приумножилось. Это видно на примере Кирьяжского погоста. В 1571 г. на погосте было 9 приходов со своими церквями и причтом. А в ставленой грамоте от 22 мая 1599 г. епископ Сильвестр назначает священника Офонасья Яковлева в новую выставочную церковь Николая Чудотворца в Веелу, которой ранее не было. Восстанавливались при епископе Сильвестре и монастыри. Были возобновлены монастыри Валаамский и Коневецкий. Епископ Сильвестр прославился еще и тем, что учредил множество богаделен и приютов, а в г. Корела открыл церковную школу.

Однако мирное время продлилось недолго. В России началось «смутное время». Москву захватили поляки. В 1609 г. в Выборге был подписан договор со шведами об оказании помощи против поляков. За эту помощь Швеции должен был достаться Корельский уезд. Но местные жители отказались признать договор и стали собирать ополчение для защиты родной земли.

Духовным вдохновителем этой борьбы стал епископ Сильвестр. В своих проповедях он призывал жителей города Корела и население всего уезда бороться за сохранение родной земли в составе Руси. В частности, именно епископ Сильвестр, по словам шведского историка Видекинда, организовал сопротивление корельских горожан и крестьян выполнению нового царского приказа о сдаче Корелы, привезенного Чулковым, Телепневым и Олофсоном. «Когда кексгольмцы, — рассказывает Видекинд, — услышали, что едут бояре для передачи крепости Карлу Олофсону, то епископ Сильвестр и жители города, соединившись, запретили им въезд, для чего подняли местных крестьян».

В середине лета 1610 г. со свержением царя Василия Шуйского кончился первый, мирный этап пребывания шведских войск на русской территории. Экспедиционный корпус под командованием Якова Делагарди приступил к захвату русских земель. И ключом к этому должен был стать Корельский уезд. Получив, вероятно, сообщение о готовящемся походе шведов на Корелу, епископ Сильвестр (и сам лично, и через приходских священников) известил карельских крестьян о приближении врагов и призвал их к вооруженной борьбе против интервентов. Вот как об этом сообщают шведские полководцы: «...Кексгольмцы в подобном же случае сообщили, что они поддерживали своего царя и великого князя Василия Ивановича, который является нашим добрым другом и соседом, но это все был обман. Потому что епископ Кексгольмский Сильвестр возбудил в конце концов множество крестьян, до двух тысяч человек, которые убили наших людей в лагере, однако и им не посчастливилось, а большая часть их должна была поплатиться жизнью...».

В сентябре 1610 г. войска Якова Делагарди приступили к осаде крепости Корела. Защитой крепости руководил Иван Михайлович Пушкин, предок нашего знаменитого поэта. Епископ Сильвест духовно укреплял защитников.

И. М. Пушкин был храбрым и энергичным руководителем обороны. Он с честью выполнил самую крупную задачу из всех, когда-либо ложившихся на его плечи, — руководство обороной Корелы от великолепно вооруженных шведских войск. Защитники не только успешно обороняли крепость, но и совершали вылазки, в которых захватили знатных шведских полководцев Йорена и Клааса Бойе. Однако к марту 1611 г. силы защитников крепости были на исходе. К тому времени из находившихся в крепости 2500 человек в живых оставалось только около 100. Продолжать оборону при такой численности не было никакой возможности. Тогда защитники крепости заложили пороховые заряды под стены и башни и начали со шведами переговоры о почетной сдаче.

Для переговоров 28 февраля в Корелу прибыл губернатор Выборга Арвед Тённессон. Шведы соглашались на все условия защитников, но их ненависть к главному вдохновителю обороны епископу Сильвестру была столь велика, что соглашение о сдаче они внесли специальный пункт. Согласно этому пункту епископ должен был остаться в городе, и вопрос о его судьбе передавался на решение самого короля. Конечно, защитники не могли согласиться с этим, и переговоры зашли в тупик. И только после того, как шведам показали заложенные под стены пороховые заряды, они приняли все условия. Защитники покинули город с оружием и своим имуществом. Они также забрали с собой бумаги воеводской канцелярии и всю церковную утварь, кроме колоколов.

После того, как владыка Сильвестр покинул Корелу, его назначили на место умершего епископа Иоасафа в Вологодскую и Великопермскую епархию. И эту епархию постигли разорение и беды. В то время под управлением Вологодской епархией находилась и Сибирь. И воеводы сибирские писали к Вологодскому архиепископу Сильвестру, что «в Тобольске и во всех сибирских городах у многих приходских церквей попов нет и затем стоят без пенья, многие люди без попов помирают без причастья, а младенцы без крещенья, и многие церкви поставлены вново, а стоят неосвящены, для того что в сибирских городах антиминсов нет», почему и просили прислать в Сибирь антиминсов и священников, хотя пять или шесть.

А в 1612 г. до Вологды добрались банды поляков и черкесов (запорожских казаков). Вот как описывает это историк Русской Церкви архиепископ Макарий: «При разорении церквей в Вологде польскими людьми и русскими ворами (в сентябре 1612 г.) умерщвлены: 3 протоиерея, 34 священника, 6 диаконов и 6 иноков, в том числе и преподобный Галактион Вологодский. Самого епископа Вологодского Сильвестра злодеи взяли в плен и четыре ночи держали под стражей, много раз приводили к казни и отпустили чуть живого».

А вот как описывал это нашествие сам епископ Сильвестр: «нынешнего 1612 г. сентября 24 д. в последнем часу ночи разорители нашей чистой, православной веры и ругатели креста Христова, Поляки и Литовцы с Черкесами и русскими изменниками нечаянным набегом пришли в Вологду, взяли город, умертвили людей, осквернили церкви Божия, сожгли город и посады; воевода князь Иван Одоевский ушел, а окольничий и воевода кн. Григорий Долгорукий и дьяк Истома Карташев убиты; меня грешного взяли в плен, держали у себя 4 ночи и не раз присуждали к казни, но Господь умилостивился надо мною, - едва живого отпустили».

Дальнейший важный эпизод в жизни епископа Сильвестра мы снова находим в «Истории Русской Церкви» архиепископа Макария: «В 21-й день февраля 1613 г., в неделю православия, избран был всею Русскою землею новый православный государь, сын Ростовского митрополита Филарета Михаил Федорович Романов. Мая 2-го он торжественно вошел в Москву и вступил на царский престол... Земский Собор определил на утверждение и в память будущим родам написать уложенную грамоту об избрании на царство царя Михаила Федоровича, и эту грамоту в конце того же мая подписали прежде всех три митрополита - Ефрем Казанский, Кирилл Ростовский и Иона Сарский и Подонский, три архиепископа - Герасим Суздальский, Феодорит Рязанский и Арсений Архангельский и два епископа - Иосиф Коломенский и Сильвестр Корельский». Таким образом, под этим важнейшим историческим документом стоит подпись и епископа Корельского.

В июне 1613 г. епископ Сильвестр был назначен в Псковскую епархию, куда и прибыл 28 октября. И здесь не минуло его военное лихолетье. В июле 1615 г. шведский король Густав II Адольф осадил Псков. Сильвестр умер в осажденном городе 1 декабря 1615 г. Место его погребения неизвестно. Корельская епархия была упразднена в 1616 г., и вновь восстановлена только в 1685 г. в качестве новгородского викариатства под новым именем Корельская и Ладожская.

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии по книге протоиерея Владислава Цыпина «История Русской Церкви», 2020 год.