Новости Карельской митрополии

Источник информации: Карельская митрополия
22 Августа 2017

25 июля 2017 года в рамках празднования 790-летия крещения карелов состоялось массовое крещение с полным погружением в онежских водах (д. Челмужи Медвежьегорского района).

Миссионерское служение совершал настоятель храма пророка Илии г. Медвежьегорска протоиерей Георгий Соболев. Ему сослужил иеромонах Дамиан (Курская епархия). В рамках служения состоялись огласительные беседы, крещение и Божественная Литургия в старинном летнем храме Петра и Павла или Богоявления Господня.

Деревня Чёлмужи Медвежьегорского района стоит на берегу Повенецкого залива Онеги. Из археологических раскопок 20 века известно, что люди в этих местах жили уже в очень древние времена. А в письменных источниках упоминание этих мест относится к векам XI-XII.(Происхождение названия деревни Чёлмужи - саамское, поскольку стоит или находится вблизи, на мысу Чолма чуппу, что переводится с саамского, как угол.)

Напротив посёлка, на юго-восточном побережье Повенецкого залива Онежского озера, находится Чёлмужская коса — государственный региональный геологический памятник природы.

В этом живописном краю, с богатыми природными дарами лесов и озер, начали селиться новгородцы. Торговый путь из Великого Новгорода пролагался через Онежское озеро на северо-восток. По всему пути и создавались поселения, погосты – административные центры.

Новгородские мастера-плотники славились своим умением. Нa новых землях крестьяне из отличной кондовой, выросшей в сухих борах сосны рубили избы, амбары, бани. Одновременно почти в каждом селе возводили часовни, а в крупных административных центрах-погостах - и церкви. Удивительно, что до наших дней в деревне Чёлмужи сохранился памятник деревянного храмого зодчества. По разным данным, годы постройки ее относят от конца XVI века до начала XVII века. Богоявленская церковь в селе Чёлмужи более трех с половиной столетий возвышается на песчаном, открытом всем ветрам берегу Повенецкого залива, и просматривается издалека с водных просторов озера. И вход в церковь от воды. Видимо сюда раньше скорее приплывали. История сохранила сведения, что Церковь Богоявления связана с монахиней Марфой (княгиней Романовой - матерью будущего царя Михаила), сосланной в Заонежье Борисом Годуновым. В изгнании ей помогал священник Ермолай Герасимов, за что в последствии был щедро одарен: подарена вотчина в Челмужах вместе с крестьянами, освобожден сам и его потомки от всяких податей и повинностей. И пожаловано боярское звание. Предположительно, что церковь Богоявления была построена или перестроена на пожертвования бывшей инокини Марфы. (Потомки Ермолая Герасимова живут в деревне по сей день).

По имеющимся в архивах сведениям год постройки храма предположительно 1577. Так же на это указывает надпись на одном из двух крестов, ранее находившихся в алтаре. Первоначально, в 1577 году, в Челмужском погосте был поставлен клетский храм, небольшой, перекрытый простой двускатной крышей, представлявший собой один из наиболее древних типов церквей, прообразом для которых являлась обычная жилая клеть, рубленная из бревен.

В 1605 году Богоявленская церковь была, очевидно, перестроена на пожертвования бывшей инокини Марфы. Церковь получила более выразительный высотный силуэт благодаря надстройке над четвериком собственно церковного помещения и частично трапезной невысокого восьмерика, увенчанного шатровым покрытием с крупной луковичной главкой.

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии, 2017 год