Новости Карельской митрополии
10 декабря 2016 года, в день чествования иконы Пресвятой Богородицы, именуемой «Знамение», митрополит Петрозаводский и Карельский Константин совершил праздничную Божественную литургию в Знаменском храме, расположенном на территории подворья Корнилие-Палеостровского мужского монастыря в Петрозаводске.
Его Высокопреосвященству сослужили: секретарь Главы Карельской митрополии иерей Константин Павлюченко, секретарь Петрозаводского Епархиального управления протоиерей Роман Чадаев, настоятель храма праведных Захария и Елисаветы Клименецкого монастыря игумен Александр (Марченко); настоятель храма св.вмч. и целителя Пантелеимона (п. Гирвас) Анатолий Вяхирев; насельник Корнилие-Палеостровского мужского монастыря иеромонах Михей (Жуков); и протодиакон Александро-Невского кафедрального собора Владимир Морозов.
Церковные песнопения исполнил хор под управлением регента Наталии Судникович.
По сугубой ектении митрополит Константин вознес молитву о мире на Украине.
Состоялся Крестный ход вокруг храма.
В конце богослужения Архипастырь обратился с проповедью к присутствующим, в которой рассказал об истории иконы Пресвятой Богородицы, именуемой «Знамение», о ее историческом и современном значении.
«Поздравляю всех вас с престольным праздником этого храма в честь образа «Знамение» иконы Божией Матери. Мы ее также называем Необоримой стеной, и это связано с событиями, которые прошли вскоре после Крещения Руси. Тогда еще наша Русь не пропиталась полностью духом христианского миролюбия, благочестия, доброты, снисходительности и очень часто были междоусобные брани, братоубийственные войны. Когда одно удельное княжество шло войной на другое, или с целью грабежа, или с целью отмщения, или с целью воцарения там своего ставленника.
В 1170 году войска суздальцев осадили Новгород. А в те временами войны были жестокими, средневековье. И, как правило, участь побежденных была очень плачевна. Город разграбляли, сжигали, а уцелевших увозили в плен. Когда положение осажденных новгородцев стало совсем печальным и безвыходным, тогда было видение архиерею, святителю Иоанну о том, что необходимо на крепостные стены вынести образ иконы Божией Матери, которая хранилась в Новгороде. Это такая очень большая икона, подлинник ее до сих пор хранится в Новгороде.
Когда новгородцы вынесли эту икону на крепостные стены, то одна из стрел суздальцев попала в нее, и икона заплакала. Совершилось чудо - на нападающих напала тьма, они перестали видеть, поражали друг друга мечами, копьями, стрелами – воцарилась суматоха. Этим воспользовались новгородцы, вышли из ворот и отбили это нападение.
Для нас же в этой истории, которая произошла почти тысячу лет тому назад важно другое, а именно то, что Пресвятая Богородица всегда против междоусобной брани. Когда одни православные убивают других.
То ли это гражданская война на территории Российской Империи, которая началась в 1918 году, то ли это братоубийственная война, которая сейчас идет на Украине. Пресвятая Богородица скорбит об этом и часто совершается чудо. Но чудо совершается по крепкой вере. Чудес меньше, потому что вера в народе чрезвычайно сильно ослабела.
Недавно пришла печальная новость из Москвы, из школ. Когда в одной из столичных школ запретили преподавание Основ Православной культуры. На том основании, что в четвертых классах этой школы много детей мигрантов, которые и не русские и не православные, их почти половина. Опросили родителей, которые сказали, зачем нам русская, православная культура.
Власти вынуждены были прислушаться, сейчас идет разбирательство.
До чего дожили, что в столице нашей Родины, Российской Федерации, большинством голосов отозвано преподавание Основ Православной культуры.
Тоже самое повторилось примерно 20 лет тому назад в Югославии, Сербии, Косово, где коренных жителей вытеснили из своей исторической Родины. И теперь там непризнанная Косовская республика. Поэтому в наше время веры в нашем народе становится все меньше и меньше, и мы расплачиваемся за это страшное неверие.
Для нас же важность чуда заключается в следующем: в том, что оно часто укрепляет силы человека. Для неверующего человека очень часто чудо совершенно явное ничего не значит. Он скажет, что это просто удивительное совпадение, необъяснимое явление природы - мало ли что может придумать лукавый ум.
И что особенно важно, самое спасение наше для будущей вечной жизни может совершиться только чудесным образом. Никакими собственными усилиями не можем мы до конца победить запинающий нас грех и облечься в чистые одежды христианских добродетелей, без которых невозможной войти в Небесное Царство. И только Божественная благодать может очистить, убелить и переплавить (Дан. 12:10) все наше пораженное грехом существо ради нашей веры в Искупителя и Господа нашего Иисуса Христа.
Будем же, по слову Апостола, чаще испытывать самих себя, в вере ли мы (2 Кор. 13:5). И если вера наша еще слишком немощна и потому мы еще недостаточно чутки к знамениям милости Божией, то станем усерднее прибегать к непрестанно чудодействующему во спасение наше Господу, прося Его сначала вместе с Апостолами: «умножь в нас веру» (Лк. 17:5), а затем - богодухновенным Псалмопевцем: «сотвори со мною знамение во благо» (Пс. 85:17). Аминь» - заключил архипастырь.
Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии, 2016 год