Новости Ивановской митрополии

Выступление начальника Департамента образования Ивановской области О.Г. Антоновой на региональном этапе XXX Международных Рождественских образовательных чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность»

Источник информации: Ивановская митрополия
19 Ноября 2021


Ваше Преосвященство! Уважаемые участники Образовательных чтений!

Ежегодно на Рождественских чтениях мы говорим о важнейших проблемах и вызовах времени и осмысляем значение для истории страны выдающихся светских и религиозных деятелей. Князь Владимир, Сергий Радонежский, Александр Невский - их роль в духовном, нравственном становлении целых поколений неоценима и непререкаема.

Тема региональных чтений этого года («К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность») обращает нас к личности выдающегося и неоднозначного в оценках государственного деятеля – Петра 1.

Все крупнейшие ученые-историки, специалисты по истории России, начиная с XVIII столетия и до наших дней, так или иначе откликались на события петровского времени.

Первым среди историков попытался дать научную оценку преобразованиям Петра I Сергей Михайлович Соловьев. По мысли ученого, реформы, проведенные Петром, явили собой естественный и необходимый переход народа из одного возраста в другой.

Соловьев значительно отличает Петра от своих предшественников: «Петр не был царем в смысле своих предков, это был герой-преобразователь или, лучше сказать, основатель нового царства, новой империи и, чем более вдавался он в свою преобразовательную деятельность, тем более терял возможность быть похожим на своих предков».

С особым интересом к личности Петра I и его реформам относился Николай Михайлович Карамзин. В записной книжке Карамзина сохранился набросок «Мысли для похвального слова Петру I», датированный 11 июня 1798 года.

Карамзин, считая Петра незаурядной личностью, первым из историков поднял вопрос о недостатках его правления. Один из главных, - что Петр поставил целью «не только новое величие России, но и современное присвоение обычаев европейских».

Действительно, Петр I – личность сложная и противоречивая. В нем сочетались доброта и жестокость, любовь к мудрости и активная деятельность, стремление к устроению жизни своей и народа по строгим, рациональным правилам, жесткая регламентация самых сокровенных сторон жизни человека и торопливость, импульсивность в принятии решений, безусловная личная религиозность и неприятие отдельных религиозных деятелей того времени и суеверие. Император считал вольнодумцами и безбожниками тех, «кто не верует в Бога», отмечая, что это «… либо сумасшедший, или с природы безумный…».

Все свои личные, противоречивые качества Петр I сумел подчинить главной идее — идее служения Отечеству и деятельному его преобразованию в новых исторических условиях. В этом его величие. Поэтому можно сказать, что в личности Петра преломились и отразились те объективные потребности и те объективные противоречия, которые существовали в России в тогдашних конкретно-исторических условиях.

Несмотря на некоторые негативные моменты во взаимодействии государства со священнослужителями в период царствования Петра Первого, сам Петр считал, что без опоры на православную церковь, веру осуществить преобразования в России невозможно.

Достаточно процитировать напутствие Петра I воинам перед Полтавской битвой: «Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и Церковь». Петр говорит о Православии как первостепенной ценности, ради которой не жалко и жизнь отдать

Именно в петровскую эпоху патриотизм приобрел характер государственной идеологии, главным девизом которой стала формула «Бог, Царь и Отечество», а проблема формирования гражданственности и патриотизма стала государственной задачей. В знаменитом нравоучительном трактате «Юности честное зерцало», составленном по распоряжению Петра I, речь шла о том, как воспитать настоящего гражданина, истинного патриота, благородного человека.

Со времен Петра I важным средством патриотического воспитания становится личный пример главы государства. Впечатливший все общество облик царя-труженика, который лично строил корабли и бесстрашно вел армию в неравный бой, не просто воспитывал общество собственным примером безграничного служения Отечеству, но и имел в ту эпоху огромное вдохновляющее воздействие. Петр I любил Россию больше самого себя, отдавал ей все свои незаурядные способности, постоянно служил на благо Отечества, вплоть до последнего дня своей жизни.

В конце XVII — начале XVIII вв. в период создания регулярной армии в России зарождается самобытная система воспитания в военных школах и кадетских корпусах. Наиглавнейший завет Петра I «В службе — честь», ставший девизом русского офицерства на века, становится основой воспитательной работы. В период «просвещенного абсолютизма» популярность кадетского образования быстро возрастает. Кадетские корпуса не случайно называли «рассадниками патриотизма». В них уделялось особое внимание именно нравственному совершенствованию воспитанников, которым с ранних лет прививали понятия о кадетской чести, любви к Родине, мужской дружбе, воинской доблести и отваге. Система патриотического воспитания занимала центральное место в подготовке кадетов. Настоящий патриот должен быть человеком высоконравственным, поэтому в кадетских корпусах очень много внимания уделялось религиозному воспитанию. Кадетское воспитание должно было развивать «физические и душевные силы, правильно образовывать характер, глубоко укоренить благочестие и верноподданнический долг».

Традиции кадетского воспитания продолжаются и сегодня.

В образовательных организациях Ивановской области обучается более 600 кадет, создана особая воспитательная среда с лучшими традициями кадетского образования создана в Иваново-Вознесенском морском кадетском корпусе имени адмирала Г. И. Невельского на базе Православной средней школы Феодоровской иконы Божией Матери и в Иваново-Вознесенском имени графа Б.П. Шереметева кадетском корпусе на базе школы № 43 г.Иванова.

Характерно, что в период царствования Петра I появились сподвижники царя, которые почитаются во всем православном мире. Среди них: Стефан (Яворский), митрополит Рязанский и Муромский, Феофан Прокопович Новгородский, Димитрий Ростовский и Митрофан Воронежский.

На прошлых образовательных чтениях мы упоминали о личности Митрофана Воронежского, жизнь которого связана с Савинским, Ивановским районами и с Золотниковской пустынью, где постриженный в монахи будущий епископ Воронежский - игумен Митрофан - вел жизнь праведника. Именно у него, епископа Воронежского - в сложное для Российского государства время неудачной войны России с Турцией, Петр I искал и находил поддержку в строительстве русского флота, развернувшегося на Воронежских верфях. Петр Первый высоко ценил в Митрофане Воронежском присущие ему ум государственного деятеля и самоотверженное служение Отечеству.

Говоря сегодня о заслугах перед Отечеством Петра I, мы невольно обращаемся к актуальному для сегодняшнего времени вопросу о месте православной веры в светском государстве. Отмечу, что принцип светскости не означает отказа от религии; он скорее способствует разграничению сфер влияния государства и религиозных организаций при сохранении роли государства как формы организации общественно-политической власти.

В обществе, в котором секулярный мир противопоставляется миру церковному, теряется значимость ценность человеческой жизни, утрачивается самый ее смысл, обостряется внутреннее одиночество человека.

Именно потому вопрос о взаимодействии Церкви и общества, ее роли в современном мире отнюдь не праздный.

Безусловно, среди важнейших задач, стоящих перед педагогами сегодня, является духовно-нравственное воспитание молодежи на примере жизни и деятельности выдающихся исторических личностей, патриотов своего Отечества, формирование у обучающихся нравственной опоры, которую многим дает именно православная вера.

Согласитесь, что сегодня дети, младшие подростки порой впервые встречаются с религией, православными традициями воспитания не в семье, а в школе. В данном случае важным является, как это знакомство произойдет, сумеет ли учитель донести до ребенка православные истины.

Школа может дать и дает основы для формирования интереса к духовной культуре через преподавание учебных курсов «Основы религиозных культур и светской этики» (далее ОРКСЭ) в 4-х классах и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – ОДНКНР) в 5-х классах, через систему урочной и деятельности в рамках предметов история, литература, региональных элективных курсов, среди них учебный курс для 7-8 классов «Ивановский край в многонациональной России» (на слайде), и воспитательных мероприятий.

Так, в учебной деятельности в текущем учебном году модуль «Основы православной культуры» в рамках курса ОРКСЭ изучают 85% четвероклассников (8595 из 10098 школьников). Хочу заметить, что интерес наших младших школьников к истории православной культуры является высоким, он выше среднероссийского показателя по ЦФО.

15% школьников изучают модули «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики». Следует отметить, что все модули курса включают уроки ознакомления с основными религиозными традициями, что способствует приобщению школьников к религиозным традициям и ценностям, и где не разделяется духовное и светское. Этот курс преподают 441 учитель, в основном это учителя начальных классов.

В текущем учебном году продолжено изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», изучают более 10 тысяч пятиклассников региона. Увлеченные педагоги дополнительно к урочной форме организуют экскурсии, в том числе по Святым местам региона; работу творческих объединений, посещение театров, организуют исследовательскую и краеведческую работу (защита проектов), проводят «Уроки нравственности», тематические встречи с представителями епархий; разрабатывают программы элективных курсов «Моя малая Родина», «Край, в котором ты живешь», «Я и мое Отечество». Всего курс ОДНКНР преподают 290 педагогов региона.

Приведу статистику: среди педагогов, преподающих «Основы духовно-нравственной культуры народов России», педагоги в возрасте от 20 до 45 лет составляют 35,7%, опытные учителя - от 46 лет до 56 лет и выше составляют 64,8% от общего числа преподающих этот курс. Большинство из них – учителя истории или литературы (118 человек) - 40,7%; учителя изобразительного искусства и музыки (43 человека) - 14,8%, а также заместители директоров по воспитательной работе, психологи, учителя других предметов (122 человека) – 42%.

Около 3 тысяч школьников и студентов колледжей в каждой четвёртом образовательном учреждении региона (63 организации) изучают факультативный курс «Нравственные основы семейной жизни». Напомним, что программа данного курса разработана совместно с Иваново-Вознесенской митрополией и имеет особый ценностный смысл. Семья – это фундамент, на котором строится жизнь человека, и формируются его устойчивые нравственные принципы.

В школе духовно-нравственное воспитание детей проходит не только через урочную деятельность, но и через систему воспитательных мероприятий, в которую органично включена Русская православная церковь, которая помогает раскрывать основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.

Совместно с Митрополией ежегодно проводятся фестивали творчества «Светлый праздник» и «Рождественский подарок», в которых сотни школьников региона раскрывают свои творческие способности через образы православия и России.

С 2006 года Русской Православной Церковью при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации и полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах проводится всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя».

В 2021 году в Конкурсе приняли участие 39 педагогов Ивановской области (30 работ). На конкурсе наши педагоги представили программы, проекты, отражающие богатый опыт педагогической практики в области духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся, приобщения школьников к наследию мировой культуры, отечественной Российской истории, истории ивановского края. В регионе Департаментом образования при участии экспертов и сотрудников Университета непрерывного образования и инноваций, создан банк лучших работ педагогов – участников конкурса, который вмещает более 100 работ педагогов региона. Материалы наших педагогов, преподавателей размещены и в федеральном банке ЦФО.

В текущем году экспертным советом предложены, а оргкомитетом конкурса утверждены 3 лучшие работы, набравшие наибольшие количество баллов. Их авторы:

Смирнов Владимир Петрович, педагог дополнительного образования Центра детского творчества г.Шуи, и Комова Ольга Викторовна, директор Центра (дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа добровольческого объединения «Факультет Добра»);

воспитатели детского сада №28 г. Кинешма Ветюгова Ирина Викторовна и Забелина Елена Егеньевна. Они представили программу патриотического воспитания «Город детскими глазами»;

воспитатели детского сада компенсирующего вида №22 г. Кинешма Новикова Ольга Николаевна, Менькова Надежда Владимировна и Перцева Елена Венедиктовна (дополнительная общеразвивающая программа «От краеведения к краелюбию»).

Определены также 4 победителя в номинациях конкурса. Сегодня в рамках чтений всем победителям и призерам будут вручены дипломы от организаторов конкурса и призы.

Пользуясь возможностью, хочу поблагодарить участников Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя» за творчество, открытость, преданность профессии, и выразить особую признательность педагогам дошкольных учреждений, которые важные и сложные вопросы воспитания маленьких граждан решают в каждодневном творческом общении с детьми.

Ваше Преосвященство! Хотим поблагодарить Вас и в Вашем лице передать слова благодарности митрополиту Иосифу, всем священнослужителям Ивановской Митрополии, сотрудникам отделов епархий за неустанную поддержку педагогов региона в профессиональном и духовном развитии, за наставническую деятельность в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании школьников и молодежи региона.

Возвращаясь к теме образовательных чтений и личности Петра I, отмечу, что у нашей молодежи есть стремление перенять его лучшие качества: энергию, природную любознательность, тягу к наукам и безусловную любовь к Отечеству. Молодое поколение открывает для себя великие имена государственных деятелей, учится мыслить, решать сложные задачи, нести ответственность за слова и поступки.

Всем организаторам и участникам образовательных Рождественских чтений хочу пожелать крепкого здоровья, верности своим нравственным убеждениям и принципам.