Новости Кубанской митрополии

4 Января 2011

Сегодня, 22:48

В Институте реставрации открылась выставка, посвященная спасению уникальных росписей XVIII века


28 декабря в Москве в выставочном отделе Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГосНИИР) на ул. Бурденко, 23 открылась выставка, посвященная спасению уникальных монументальных росписей (снимки внизу).

В экспозиции, подготовленной Отделом реставрации монументальной живописи института, представлены материалы, посвященные спасению росписей Спасской церкви пос. Морозовица (на снимке вверху), что близ Великого Устюга, фотографии разрушающихся стенописей храмов и монастырей Владимира и Ростова Великого, материалы, рассказывающие о процессе научной реставрации, а также живописные работы.

«Сегодняшняя выставка посвящена очень важной проблеме – проблеме сохранения монументальных росписей в России. Это злободневная, больная проблема, ведь мы теряем ежегодно большое количество памятников монументальной живописи», - сказал, открывая экспозицию, директор ГосНИИР Александр Трезвов. По его словам, задача выставки также - показать пример научного подхода к спасению, реставрации и хранению для последующих поколений памятников монументальной живописи, а такие примеры, несмотря на спасенные фрески Андрея Рублева во Владимире, Звенигороде и в Ростове, Дионисия на Вологодчине, немногочисленны.

Руководитель выставочного отдела ГосНИИР Нина Зайцева, ссылаясь на слова министра культуры РФ А. Авдеева, привела статистику: из существующих в России 92 тыс. памятников ежегодно погибает 200.

На выставке представлены четыре фрагмента росписей – три законченных, и один, самый большой, находится в процессе реставрации, сообщил руководитель Отдела монументальной живописи Константин Маслов.

Он рассказал, как были спасены эти росписи: в 90-е годы, во время работ по реставрации по государственной программе памятника федерального значения Троице-Гледенского собора в Вологодской области, реставраторы каждый день проходили от автобусной остановки мимо полуразрушенного приходского храма, в котором размещались механические мастерские. Впоследствии мастерские были выведены, и храм пустовал.

Зайдя туда, реставраторы обнаружили под осыпающейся краской фрагменты росписей, датированных 1778 годом, и подпись известного устюжского художника Федора Шеина. В последующие годы продолжался процессе разрушения. Чтобы спасти росписи, было решено их снять. При содействии Великоустюжского музея-заповедника сотрудники Отдела реставрации монументальной живописи сняли росписи и привезли их в Москву.

После окончания реставрации они вернутся в музей в Великом Устюге. Смысл работы еще в том, что, во-первых, «мы ввели в научный оборот новое имя, во-вторых, мы демонстрируем искусство научной реставрации», подчеркнул К. Маслов.

Он указал на масштаб проблемы: в ходе работ на Гледени реставраторы обнаружили в окрестностях много разрушающихся храмов. Но даже если обратиться к «центру православия», продолжил К. Маслов, - в Ростове Великом и Владимире «можно увидеть то же самое». «Там все разрушалось с 1917 года, при советской власти. Потом эти храмы были переданы Церкви, и сейчас все в таком же состоянии, даже еще хуже», - подытожил реставратор.

На выставке представлены фотографии разрушающихся интерьеров храмов во Владимире, и в Ростове Великом – собора Авраамиева монастыря, Богородице-Рождественского, Зачатьевской церкви Спасо-Яковлевского монастыря, церкви Исидора Блаженного, Спаса на Торгу, ныне переданных Русской Православной Церкви. По словам К. Маслова, попасть на территорию некоторых из них, чтобы произвести фотосъемку, ему удалось только после обращения к благочинному.

Нина Зайцева отметила, что борьба за памятники идет и в юридической сфере: «Господа от юриспруденции предлагают заменить термин «реставрация» на термин «реконструкция», что позволит найти множество лазеек для разрушения памятников уже другим способом. И потому тема сегодняшней выставки – спасение - «вечная тема». «Чтобы спасти росписи, нужно было их снять и перенести в Москву», -- отметила она.

Александр Трезвов в заключение напомнил об обещании министра культуры ввести систему аттестации реставраторов. В декабре 2008 года, еще при жизни Саввы Ямщикова, впервые прозвучало это обещание, и Савва Ямщиков прослезился. «Вот уже второй год нет Саввы. Что-то не получается, кому-то очень не хочется, чтобы все было под научным, профессиональным контролем, а не только под финансовым», - сказал директор ГосНИИР. По его словам, реставраторам в таком положении остается только «верить и надеяться».

Организаторы выставки отмечают, что спасению росписей Спасского храма помог случай: не окажись церковь поблизости от Троице-Гледенского монастыря, где работали реставраторы, стенопись всеми забытого храма была бы давно утрачена. И в связи с этим задают вопрос: почему пренебрежительное отношение к памятникам культуры стало обычным делом?

Один из участников открытия выставки, присутствовавший при снятии росписей в Спасском храме, рассказал, в каких условиях это делалось: в холод, сырость и дождь. «Эти люди совершили подвиг. Если бы не они, ничего этого бы не было», - заявил он.

Выставка продлится до 31 января.

Елена Бажина



<