Новости Екатеринбургской митрополии

2 Марта 2016

В канун Недели 38-й по Пятидесятнице, 20 февраля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме Святой Равноапостольной Марии Магдалины в Павловске.

В связи с отмечаемым в этом году 1000-летием присутствия Русской Православной Церкви на Афоне прихожанам во время помазания елеем были розданы иконки святого великомученика Пантелеимона, привезенные со Святой Горы.

После богослужения Правящий архиерей обратился к верующим с архипастырским словом.

«Этот воскресный день именуется Неделей о мытаре и фарисее, – начал Владыка. – Идут подготовительные недели к Великому посту. И мы сегодня уже слышали песнопения из Постной Триоди. Мы на пороге Великого поста, и Святая Церковь, подготавливая нас к нему, хочет, чтобы мы вступили в него, уже зная, как поститься. Конечно же, цель поста – это покаяние. Сегодня мы слышали призыв Церкви о покаянии, потому что без покаяния в посте нет смысла. Без изменения себя нет смысла поститься. Если мы не меняемся, если не знаем, в чем каяться, то не знаем, и чем нам заниматься в Великом посту. Поэтому нужно посмотреть на себя – что же в нас надо исправить. Чтобы правильно войти в пост, нам завтра будет предложена притча о мытаре и фарисее, которую рассказал Господь, и которая вошла в Евангелие на все времена».

Митрополит Варсонофий напомнил, что в Израиле существовала целая партия фарисеев, которая сама не входила в Царство Божие и заграждала туда вход людям. «Фарисеи были очень набожны снаружи и уважаемы в народе за свои мнимые добродетели, – продолжил Владыка. – Они часто приходили ко Христу не для того, чтобы спросить, как спасаться, а для того, чтобы в чем-то Его подловить на Его словах. Они просили Его показать им знамение с Неба: остановить солнце или луну, и тогда согласны были поверить в Него. Но Господь сказал им, что знамение им не дается, потому что Он не для этого пришел на землю, чтобы солнце останавливать, а чтобы пострадать и спасти людей. Но если они хотят увидеть знамение с Неба, то увидят его, но это будет после, когда Господь придет судить этот народ. Господь сказал им: «Смотрите: слепые видят, глухие слышат, хромые ходят, прокаженные очищаются, мертвые воскресают, и все это – Моей силой. Неужели недовольно для вас этих знамений, чтобы увериться, что настало Царство Мессии, что и Сам Он среди вас?» (Мф. 16, 1–4).

«Кроме фарисеев, в Израиле были еще мытари, которые собирали налоги для римской власти и были презираемы за то, что много воровали. И вот, Господь решил сравнить двух людей, как они оправдываются перед Богом. В притче сказано, что пришли два человека в храм, на головах у них были подносы: у одного – с добродетелями, у другого – с грехами. Стоят они в храме и молятся. Оказалось, что у того, кто пришел с добродетелями, Господь не принял их, и этот человек не был оправдан. А тот, кто пришел с грехами, ушел оправданный. Господь сказал, что всякий, кто сам себя возносит, будет унижен, а кто смиряется, будет возвышен. Почему добродетельный фарисей был неугоден Богу? Потому что все эти добродетели он делал не во славу Божию, а во славу себя, родного. Он делал это, чтобы люди его хвалили. Если подавал милостыню в храме, то обязательно, чтобы люди это видели и думали, какой он благочестивый. Люди нужны были ему только для того, чтобы его хвалить. А Господь смотрит не на внешнее поведение, а на сердце. С каким чувством человек подает – просто так отдает или отрывает от себя. А мытарь пришел со смирением, каялся в грехах и просил, чтобы Господь его помиловал. И Господь его помиловал. Мы входим в дни Великого поста и должны поду-мать, с чем входим. Если войдем в храм и скажем: «Батюшка, мы ни в чем не грешны, живем, как все», то что исправлять тогда? Это значит, что мы больны и себя не видим, как фарисеи. Но наша задача – увидеть свои грехи. И, подражая мытарю, который видел свои грехи, постараться их искоренять во время Великого поста. Чем больше в нашем сердце будет чистоты, тем ближе мы будем к Богу. И наоборот, если вместо благодати в сердце будет пустота, оно будет фарисейским, гордым и надменным. Поэтому постараемся, чтобы в дни Великого поста наше сердце очистилось, и мы смогли вместить в него больше благодати Божией», – заключил митрополит.


Храм Святой Марии Магдалины был построен в 1784 году по проекту Джакомо Кваренги при Мариинском госпитале на левом берегу реки Славянки, на земле, подаренной императрицей Екатериной II сыну – Великому князю Павлу Петровичу – для устройства летней резиденции. В 1784 году храм был освящен митрополитом Гавриилом во имя Небесной покровительницы супруги будущего государя, основательницы Павловска Марии Феодоровны. В храме хранились иконы святых апостола Павла и Марии Магдалины, поднесенные Святейшим Синодом в благословение цесаревичу при постройке города, трофейные знамена и флаги французских, итальянских и голландских войск, отбитые русской армией под предводительством Александра Суворова во время войны 1799 года. В советское время храм был закрыт. В 1995 году возвращен верующим, 11 апреля того же года вновь освящен. С 1999 года в нем совершаются службы. В 2005 году была завершена реставрация.