Новости Астраханской митрополии

2 Сентября 2014

31 августа 2014 года, в день памяти мчч. Флора и Лавра, Высокопреосвященнейший Иона, митрополит Астраханский и Камызякский, совершил Божественную Литургию в Покровском кафедральном соборе. Его Высокопреосвященству сослужили: секретарь епархиального управления, протоиерей Михаил Пристая, руководитель информационного отдела Астраханской епархии игумен Павел (Полуков), руководитель миссионерского отдела Астраханской митрополии, иерей Роман Сколота, а также духовенство собора.

После пения запричастного стиха иерей Роман Сколота произнёс проповедь:


Сегодня, братья и сестры, за богослужением мы все вместе с вами слушали по обычаю отрывок из Священного Писания. И вот евангелист Матфей повествует о том, как к Иисусу Христу подошел молодой человек с одним, казалось бы, очень простым вопросом. «Учитель, – спрашивает он его,  – что мне сделать для того, чтобы наследовать Царствие Божие?». На что Христос ему отвечает: «Соблюди заповедь: не убивай, не прелюбодействуй, не кради и люби ближнего своего, как самого себя». Но этот молодой человек не успокаивается и говорит: «Все это я уже соблюдаю, начиная с моей молодости». Тогда Христос говорит ему: «Хорошо, если хочешь быть совершенным и наследовать Царствие Божие, продай все свое имение, раздай его нищим и иди за мной, и тогда будешь в Царствии небесном». И, как повествует евангелист Матфей, этот молодой человек не нашел больше, что сказать, и с великой скорбью отошел от Господа.

Евангелист отмечает, что отошел он потому, что был очень богат, и ему было трудно расстаться с этим богатством. И после этого Христос произносит фразу, которая стала пословицей на многие века: «Трудно богатому войти в Божие Царство. Легче верблюду пройти через игольное ушко».

О чем эта история? Конечно, она о нашей жизни. Когда мы читаем Евангелие, мы должны помнить всегда о том, что это о нас. И эта история о нас. Она о том самообмане, который очень часто сопровождает нас в жизни, который живет в каждом из нас. Мы обманываемся, когда думаем что спасение, благоволение Бога можно заработать. Заработать его нельзя. Конечно, было бы проще, если бы нам сказали: делай то, это и вот это. Но формально, внешними действиями, по каким-то юридическим нормам спасение заработать нельзя.

Нельзя думать, что если я делаю конкретные действия: ставлю свечи, делаю поклоны, формально пощусь, целую иконы, присутствую на богослужении, при этом не понимая, что происходит на нем – то это содействует моему сближению с Богом. Никак нет. Об этом и пишет апостол Павел, когда говорит: «не от дел наших спасение».

Невозможно формально заработать спасение. Даже если на секунду представить, что это возможно, тогда можно было бы подумать, что мы можем своими действиями заставить Бога что-то сделать для нас. Но как мы можем заставить Бога сделать что-то? Он же Бог. И эта первая ошибка, величайшая ошибка, которая постигает нас на нашем жизненном пути. И которая ставит вопрос о том, а что же делать? И Господь сам отвечает на это: «Чадо мое, дай мне сердце твое».

И из этой нашей ошибки следует ошибка другая. Мы иногда думаем, что можно получить от Господа спасение на наших условиях. Но как бы нам того ни хотелось, что бы мы ни придумывали себе, какие бы логические цепочки ни выстраивали, мы должны раз и навсегда понять, что спасение дается от Бога и оно не может совершаться на наших условиях, как бы мы себя ни любили. Мы не можем спастись и получить спасение на наших условиях. Только на Его условиях.

По этому поводу вспоминается такая причта. Один человек путешествовал ночью. Не очень хорошая дорога завела его на тропу, которая шла над обрывом. И вдруг он в темноте срывается с этого обрыва, во время полета цепляется за ветку, торчащую из земли, и, будучи неверующим человеком,  вдруг начинает молиться. Он возносит свои слова к небу и говорит: «Господи, помоги мне! Я не веровал в тебя всю свою жизнь, но если ты сейчас поможешь мне, я буду верить в тебя и посвящу всю свою жизнь тебе». И вдруг после этих слов он слышит голос с неба.

«Сын мой, ты слышишь меня?», – говорит ему Бог.

«Да, я слышу тебя».

«Ты хочешь спастись?»

«Да, я хочу спастись», – говорит человек.

Тогда Бог говорит ему: «Отпусти ветку».

Вот оно, условие спасения, которого дает ему Бог.

Человек говорит: «Как так, если я ее брошу, я же упаду!»

На что получает ответ: «Отпусти ветку».

И он отказывается от этого. Говорит: «Нет, я не могу, я боюсь упасть».

И так он висит до утра. И когда восходит солнце, этот человек, уже из последних сил висящий на ветке, видит, что до земли остался всего один метр.

Вот они, условия Божьи, братья и сестры. И, только принимая их, мы можем реально надеяться на спасение. Именно поэтому Христос заканчивает все это действие словами: «Человеку невозможно, Богу же возможно  все». И вот когда мы начнем понимать, что любые наши действия, наши движения, какие бы они ни были они, все равно не дадут нам стопроцентной гарантии, и только вера и сам Господь могут нам эту гарантию дать, вот тогда начнется настоящая жизнь каждого из нас как христианина.

По окончании богослужения Владыка Иона обратился к молящимся с напутствием на предстоящий учебный год. После этого была совершен молебен на начало учебного года. Перед молебном настоятель Покровского кафедрального собора протоиерей Михаил Пристая обратился к верующим с напутственным словом на предстоящий учебный год:


Очень часто, когда ребенок идет в школу, то задает себе или родителям вопрос: «Для чего ходить туда?». Ведь в течение долго времени ребенок посещал садик, вместе с мамой много чего познал и спрашивает, можно ли этого достичь, минуя школу.

Не секрет, что ребенок в возрасте с одного года до пяти лет воспринимает столько, сколько потом с пяти лет воспринимает в течение всей своей жизни. Но то, что ребенок воспринимает до пятилетнего возраста, прежде всего это есть действительно детская пища. Это есть материнская грудь, каша – это есть то, что ребенок в состоянии воспринять.

В школе ребенок это познает более углубленно. А через углубление познания всего естественного мира ребенок познает и мир духовный. Ребенок осознает, что все, что нас окружает, прежде всего есть творение Божие. И хотелось бы напомнить, что действительно вместе с ребенком школу посещают и родители. Не в прямом смысле слова, а в совершенстве познания того или иного предмета. Но хотелось бы также напомнить родителям о том, что именно в этот период ребенок не только мужает в познании истины. В этот период ребенок растет и нравственно постигает окружающий мир. Именно в этот период, дорогие мои родители, обратите внимание на воспитание вашего ребенка.

Завтрашний день – это не просто учеба. Это вступление в особый этап жизни. Но, как мы знаем, прежде всего Господь во всем нам помогает. Поэтому мы должны усилить свои молитвы, чтобы ребенок, находясь на определенном этапе своей жизни, подражал бы нам, чтобы вместе с нами посещал храм Божий, причащался, исповедовался, чтобы потом не мог нам ребенок сказать: «Дорогие мама и папа, а вы ведь от меня самое дорогое и самое ценное утаили!». Поэтому сегодня вознесем свои молитвы, чтобы начало того тяжелого пути, начало учебного года было преодолимым, и чтобы каждый из нас мог радоваться вместе со своим ребенком, что успешно закончил первый год, успешно закончил школу, в чем да поможет нам Господь!