Новости Барнаульской епархии
«Русский значит православный» и «русский человек без Православия дрянь» – так сформулировал Ф.М. Достоевский свое понимание русскости. Воистину так. Русский – понятие прежде всего духовное. Последние годы 4 ноября по стране проходят «русские марши». Среди марширующих, безусловно, есть истинные патриоты, которым небезразлична судьба нашего Отечества и русского народа, но нередко подобные шествия напоминают провокации с сомнительными лозунгами типа «хватит кормить Кавказ» и пр. Протоиерей Димитрий Арзуманов (г. Москва) назвал это явление «гапоновщиной политических провокаторов и «национал-радикалов», раскручивающих «оранжевый сценарий» в России и дискредитирующих православно-патриотическое движение». Наш русский марш – это крестный ход в честь Казанской иконы Божией Матери и Дня народного единства. По молитвам и при заступничестве Царицы Небесной почти 400 лет назад была освобождена столица нашего Отечества Москва от польских захватчиков, несших русскому народу порабощение, попрание веры православной. По милости Божией тогда была восстановлена православная государственность…
4 ноября, в день чествования Казанской иконы Божией Матери и государственного праздника народного единства, в Покровском кафедральном соборе состоялась праздничная Божественная литургия, которую возглавил Преосвященнейший Максим, епископ Барнаульский и Алтайский. Его Преосвященству сослужило священство Барнаульской епархии. Храм был полон прихожан, пели детские хоры, в богослужении приняли участие учащиеся воскресных школ барнаульских храмов, которых владыка Максим после Литургии благословил небольшими иконами, вручил им сладкие подарки, а после и сфотографировался с детьми.
Как всегда, яркой и образной была проповедь, произнесенная архипастырем с амвона. Владыка напомнил о том страшном периоде русской истории, который называется «смутным временем», – о начале XVII века:
– Наше государство было ввергнуто в распри из-за того, что не было на престоле государя. В это время ярко проявились человеческие немощи: грабежи, убийства, насилие, воровство, поджоги – страшное, смутное наступило время. Почуяв слабость российского Отечества, из Польши был выдвинут лжецарь, называвший себя «царевичем Димитрием». А это был лжеДмитрий – монах-расстрига. Его выдвинули для того, чтобы сменить традиции, веру православную на латинскую. Им многое удалось – была захвачена Москва. Грабили столицу, соборы, Кремль, осквернялись святыни, а в Успенском соборе сделали конюшню и ездили на конях верхом. Казалось бы, невозможно эту смуту остановить, трудно было представить, что кто-то придет нам на помощь. Но молитвами Патриарха Гермогена, который находился у поляков в заточении, его благословением, его грамотами, которые рассылались по Отечеству, народ стал объединяться. В помощь Москве пришел Нижний Новгород. Князь Дмитрий Пожарский, купец Козьма Минин объединили ополчение. Они обратились к народу с образным словом: «Продать детей, продать дома – все продать, но спасти Отечество!» И люди жертвовали всем, приобретали оружие – кто топоры, кто вилы. Объединились в колонны и двинулись освобождать Москву. И вот это ополчение вспомнило про Казанскую икону Божией Матери и икону понесли впереди колонны. Все народы, живущие в округе, – русские, татары, мордва – по пути присоединялись к ополченцам. И когда подошли к Москве, было стояние – наложили на себя строгий трехдневный пост, во время которого усердно молились, совершали богослужения. Люди объединились вокруг святыни с целью сохранить Отечество, веру православную. В заточении у поляков томился владыка Арсений, и ему явился преподобный Сергий, который сказал: «Господь сменил гнев на милость по молитвам Божией Матери и святителей Алексия, Петра, Ионы и Филиппа московских, и завтра Отечество будет очищено от иноверцев-чужестранцев». Это событие быстро распространилось, люди воодушевились. На следующий день Москва была освобождена, также была освобождена Троице-Сергиева лавра, которая полтора года находилась в осаде, где ее героические защитники вместе с монахами терпели лишения. Были попытки даже сделать подкоп под Пятницкую башню, чтобы через тайный ход ворваться внутрь и захватить лавру, но самоотверженные защитники взорвали подкоп, при этом погибли сами, но лавру спасли.
Как видим, почти была уничтожена власть на Руси, не было той государственной силы, которая могла бы спасти Русь, и только явное обращение Божией Матери ко Спасителю помогло сохранить наше Отечество и веру православную. Таким образом, это праздник не только церковный, но и государственный. Поэтому правильным было решение уже в наши дни о восстановлении празднования на государственном уровне.
Конечно, семидесятилетие пленения безбожной властью привело к тому, что некоторые сейчас говорят: «Что это, какие-то новые праздники вводят?!» А этому празднику исполнится скоро – в 2012 году – 400 лет. Стыдно, неблагодарно говорить так. Мы почти были в плену, мы были уничтожены этой смутой – и тут такое освобождение! Мы вновь стали свободными, самостоятельными и смогли исповедовать веру Христову. Поэтому надо быть благодарными Спасителю, Божией Матери, митрополитам московским и священномученику Гермогену, который погиб от голода в польском заточении, а владыка Арсений остался живой и встречал это ополчение со слезами на глазах. И мы должны, объединившись сегодня, благодарить Царицу Небесную, чтобы Она не оставила наше Отечество, Свой дом, людей Своих, которые Ее почитают Царицей и Заступницей.
Мы помним, что был богоизбранный еврейский народ. Оставив Бога, он получил разорение, его Храм был уничтожен, а многие уведены в плен и попали в рассеяние. Дай Бог, чтобы наша вера была крепка, чтобы мы не изменили Богу, Царице Небесной, чтобы наши некогда разоренные храмы восстанавливались и строились новые. А самые главные храмы – люди, человеки – были достойны подвига наших предков! Подвига не только воинского, но и духовного! Не будем стесняться своей веры, веры наших отцов. Проходя мимо храма, обязательно зайдите или перекреститесь и поклонитесь храму Божиему. Перед трапезой не стесняйтесь прочитать «Отче наш» и перекрестить пищу. Это наша вера, вера наших отцов, которую нам даровал Господь и сохранили для нас мученики и исповедники российские, в том числе и алтайские. Это наш дом, наша Россия! И тогда Господь укрепит наши семьи, сохранит наших детей от растления и распутства.
Радостно родителям видеть наших детей не где-то в кабаках и других непристойных заведениях, а в храме с детских лет, чтобы они, от младых ногтей приходя в храм Божий, приобщались вере Христовой. Они в этом возрасте слышат лучше и видят больше, нежели мы, взрослые.
По окончании богослужения состоялся традиционный крестный ход, маршрут которого пролегал от Покровского собора к часовне святого благоверного князя Александра Невского. Здесь в сослужении клириков Барнаульской епархии владыка Максим отслужил молебен пред иконой Казанской Божией Матери. Затем он поздравил всех участников крестного хода и присутствующих на молебне горожан с церковно-государственным праздником, преподал благословение и подарил каждому небольшую иконочку-образ Казанской Божией Матери.
Владимир Клименко, редактор вестника "Алтайская миссия"