Новости Барнаульской епархии
Участники библейской школы «Свет» обсудили «Домострой»
Что, «Домострой»?! Это про темное патриархальное царство, из которого сбежала и утопилась Катерина из «Грозы» Островского?
Ну нет. Мы давно прочитали внимательным христианским глазом драму из школьной программы и поняли, что ключевое там про власть греха над человеком. А «Домострой», ясное дело, не любили в советское время, ведь эта книга глубоко религиозна.
Почитать и поразмышлять над великим литературным памятником допетровской эпохи собрались 27 марта участники библейской школы «Свет», которая действует по благословению настоятеля храма протоиерея Георгия Крейдуна и под руководством иерея Иоанна Шкуропацкого.
Путеводителем по «Домострою» стала сотрудница Мемориальной библиотеки имени В. М. Башунова Т. И. Комиссарова. Татьяна Ивановна обратила внимание слушателей, что, как всякий словесный памятник, «Домострой» необходимо рассматривать в культурно-историческом контексте. Он был составлен протопопом Сильвестром в XVI веке. В то время еще не было литературы, основанной на художественном вымысле, и «Домострой» – это и своеобразный документ, и практическое руководство о том, как… жить. Нам известен монастырский устав, но нет устава для мирян, а вот эта книга, пожалуй, то самое и есть. Кстати, написана она в первую очередь для горожан.
«Домострой» появился в эпоху до секуляризации общества, когда еще не было разделения на сакральное и профанное, т. е. святое и светское, а было стремление сохранить цельность жизни. А еще стремление к святости. Сравните, напомнила Татьяна Ивановна, у И. С. Шмелева: «Не свято живем». Святость понималась не как труднодостигаемый идеал, а как призвание от Бога.
Разделенность человека внутри себя растет по мере удаления от Эдема, и это отражается на жизни всего общества. «Домострой» выступает как нравственный ориентир, описывая не реалии жизни, а желаемый идеал. И в нем нет разделения жизни на церковную и домашнюю: все пронизано духовностью, быт не противопоставлен ей, но органично вписан и одухотворен как одно из послушаний. И здесь про все: и как огород посадить, и как пиво варить, и как огурчики солить, и как одежду из обрезков ткани шить.
Жизнь семьи представляется как иерархия, подобная иерархии в земном царстве и Царстве Небесном. Муж назван государем, жена – государыней. Муж как глава семьи несет ответственность за спасение домочадцев и даст за это Богу ответ на Страшном суде. Подробно описано, как мужу обращаться с женой, с детьми, как вести себя жене.
А что насчет физических наказаний? Это же одна из главных претензий к «Домострою» в наше гуманное время. А с физическими наказаниями получилось как с ветхозаветным принципом «око за око, зуб за зуб», что означает не обязательность мщения, но ограничивает жестокость мстителя соразмерностью ущерба. Физические наказания, которые применялись к женам и детям, «Домострой» значительно смягчает. Прежде необходимо увещевание с любовью, а девочек вообще физически не наказывают, но предписывается воспитание в строгости. В целом, «Домострой» предполагает христианизацию семейных отношений, что было большим достижением: вспомним, что XVI век на Руси – это еще средневековье.
И несколько цитат для живого впечатления.
«Славы земной ни в чем не желай, вечного блаженства проси у Бога, всякую скорбь и притеснение с благодарностью претерпи, если обидят – не мсти, если хулят – молись, не воздавай злом за зло, согрешающих не осуждай, вспомни о своих грехах, позаботься прежде всего о них, отвергни советы злых людей, равняйся на живущих по правде, их деяния запиши в сердце своем и сам поступай так же».
«А кто глуп, и груб, и вороват, и ленив, и ни на что не годится, ни поучений, ни ударов не воспринимает, того, накормив, со двора прогнать: тогда и другие, на такого дурака глядя, не испортятся!»
«Если же не понимает этого, сурово ее накажи, страхом спасая, но не гневайся на жену, а жена – на тебя. Поучай наедине, да, поучив, успокой, и пожалей, и приласкай ее, также и детей и домочадцев своих учи страху Божию и всяким добрым делам, ибо тебе ведь ответ за них дать в день Страшного суда».
Таким образом, сделали вывод слушатели, «Домострой» не так страшен, а если читать с рассудительностью, то и может быть и полезен.
Марина Боровикова