Новости Барнаульской епархии

Встреча с собой

Источник информации: Алтайская митрополия
27 Февраля 2022

Однажды в разговоре со священником из его уст  прозвучало твердо и одновременно горестно: «Чем гордиться-то? Гордиться нечем!». Но ведь речь шла о человеке средних лет, который, с мирской точки зрения, достиг успехов в «выстраивании» жизни» - в профессии, в  семье, он, по всем меркам - уважаемый член общества.         

 

Однако он пришел к священнику с печалью и недоумением: делал все «как надо», а что получилось – семейный разлад, потеря интереса к работе, одна душевная скорбь.

Вот с этим разладом, между внешним и внутреннем, мы попытаемся разобраться.

 

Митрополит Антоний Сурожский выделял разные встречи человека. одна из них – встреча с самим собой. Вот что он пишет: «Остаться с самим собой — одна из самых страшных вещей, которые могут случиться с человеком, если он этого не делает по собственному почину, а только по необходимости. Быть перед лицом себя самого: без прикрас, без защиты, без всего того, что мы ставим между этим порой страшным или просто пугающим, или прямо вызывающим отвращение видением — и нашим взором».

Об этом же мы слышим в беседе известного проповедника протоиерея Андрея Ткачева.

 

НАЧИНКА И ОБОЛОЧКА

 

Недавно при мне женщина-психолог рассказывала случай из практики. В некой семье маленький ребенок, лет 5-6, начал красть. Лазит по карманам в доме и тянет все, что в руку попадет. Беда. Оставь такого клептомана без внимания, и через малое время по нему тюрьма заплачет.

 

Родители обратились к психологу. Психолог стала разбираться с ребенком при помощи сказок. Есть такая практика – терапия через сказку. «Выдумай, – говорит доктор ребенку, – и расскажи мне какую-то сказку или историю с чудесными персонажами, и чтобы ты сам там был». И ребенок начал придумывать историю, в которой он, то ли ежик, то ли медвежонок, и ему срочно нужно найти маму. Мама куда-то потерялась. И вот он собирается в дорогу и хочет идти за леса и за горы в поисках потерянной мамы. В этом месте мне еще ничего не ясно, а доктору уже ясно почти все.

«Ребенок не ваш?», - спрашивает осторожно наедине доктор у мамы.

Та – в обморок. «Откуда вы знаете?! Действительно ребенок усыновленный. Но усыновленный в столь малом возрасте, что знать ничего в принципе о своем усыновлении не может и никого, кроме нынешних папы и мамы, на их месте не способен представить».

И вот тут соль события. Сознание ребенка девственно и чисто. Он живет в семье, у него есть любящие родители. А вот в душе, где-то гораздо глубже того, что мы называем сознанием, у ребенка рана. Он чувствует себя сиротой, человеком, потерявшим мать. Боль этой раны заставляет его тревожиться и искать. Искать то, что при свете дня он никак не сможет объяснить и осмыслить, но что проявляется с помощью мифа, сказки. Итак, ребенок ищет мать, а воровство это всего лишь этап неосознанного приготовления к путешествию, этап накопления запасов.

Можете себе представить, насколько глубоко могут быть спрятаны мотивы человеческой деятельности, и как далеки они могут быть от громко декларируемых целей!

Маленький человек в этом отношении ничем не отличается от большого, в смысле – взрослого человека. Он может что-то думать о себе, что-то говорить, и речи его будут свежи и невинны, как фата невесты, как свежевыпавший снег. Но действовать при этом он временами будет, исходя из внутренних импульсов, прячущихся от сознания и поднимающихся из темных и непознанных душевных глубин.

Вот откуда наше регулярное удивление, когда на скамье подсудимых за что-то странное и доисторическое вдруг оказывается «примерный семьянин с отличной характеристикой с места работы». И все вздохи наши о гуманизме, и 21-ом веке, и о высшем образовании так печальны и бесполезны, когда люди действуют не в согласии с дипломом о высшем образовании, а согласно с античными мифами, которых они, кстати, даже не читали.

Целая страна, далеко ходить не надо, на уровне деклараций изображает себя второй год девочкой в лентах и бантиках, с цветными шариками в руке. А на уровне подсознания при первом же приближении там моментально испаряется девочка и появляется вурдалак.

Такая сказко-терапия, которая выявила в ребенке скрытую травму, возможна и в отношении взрослых. Надо что-то почитать, о чем-то подумать, попробовать что-то написать.

Вообще, если глаголы «читать» и «писать» присутствуют в жизни, то есть надежда на уменьшение зоны действия глаголов «стрелять» - «стреляться» и «вешать» - «вешаться». И недаром некто сказал, что если 21-ый век не будет веком гуманитарным, его не будет вообще. Итак, сказко-терапия для взрослых.
Это тоже факт из жизни, имевший место на одних литературных курсах. Молодой человек получает задание написать сказку или историю с выдуманными персонажами. Не стоит задача сделать из него Андерсена. Сказки вообще тяжелее писать, чем романы. Стоит задача привести в действие скрытые механизмы его внутреннего мира, так, чтоб он сам это увидел. При этом молодой человек открыто заявляет, что он пацифист, борец за чистую экологию, а главные его мечты, это преодолеть во всем мире детский голод и найти лекарство от рака.

Что же он придумал? А придумал он историю про двух мальчиков, которые с родителями поехали в лес на пикник и в шутку убежали от них вглубь леса. А потом заблудились и пробродили в лесу до темноты. И вышли на широкую опушку, над которой сияла круглая Луна, и стали громко кричать «Ау!». И вот в ответ на их крик со всех сторон на опушку вышли волки.

Вышли на двух ногах, как люди, а не как животные. И одного мальчика съели сразу, а второму отгрызли руку, но он убежал. И выбежал из леса, и увидел огни ближней деревни. А волки бежали за ним следом. И он подбежал к ближнему окну и стал стучать в него и кричать «Впустите меня! Спасите меня!». И дверь открылась, а на пороге тоже стоял волк на двух ногах, потому что в этой деревне они и жили…

В этом месте хорошо было бы проснуться, вытереть пот и отдышаться. Но это был не сон, а сказочная история, придуманная пацифистом, который мечтает одолеть раковую болезнь и детский голод. Вот так. Ни больше, ни меньше. В деталях я, быть может, ошибся, но общую суть передал без изменений.

Поспрашивайте у тех, кто ведет литературные кружки и секции. Они вам подтвердят общий принцип и дополнят рассказ фактами. Среди тех, кто заявляет о себе, что любит всех людей, велик процент глубоко травмированных чем-то людей, что становится ясно после написания ими художественного текста объемом А4.

Важно не то, что ты сказал вслух, а то, что тебе снится. И не то важно, что плавает на поверхности твоего сознания посреди обрывков газетных передовиц. Важно то, о чем думает твое сокровенное «Я», от тебя самого сокровенное.

Поэтому в Писании столько вздохов и молитв о внутреннем человекео тайне сердца, о сокровенных движениях душиО смирении, наконец, потому что знающий о себе чуть больше человек гордиться уже не хочет.

И именно отход от христианства превращает современного человека в носителя черного нутра и засахаренной фразеологии. Печаль эту нужно знать в лицо. И пусть исцеление от нее чрезвычайно тяжело (полное исцеление достижимо только при подлинной святости), все же мы будем честнее, сдержаннее и осторожнее, зная о расстоянии между тем, что вертится на языке, и тем, что копошится на дне сердца.

Протоиерей Андрей Ткачев
Источник: Радонеж
5 января 2016 г.

В Святом Писании есть понятие СОКРОВЕННЫЙ СЕРДЦА ЧЕЛОВЕК. Святитель Амвросий Медиоланский, размышляя над текстом Первого Послания святого апостола Петра (1Пет. 3:4) «Но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого, духа, что драгоценно пред Богом», пишет: «Но позже, когда я читал послание апостола Петра, то обратил внимание, что любой мудрый человек также и богат, и он [Петр] не делает исключения для какого-либо пола. Итак, в отношении обоих: умный человек является богатым, ибо не ищет для себя использования никаких богатств. Также Петр красиво назвал его человеком сердца, потому что весь человек мудрости является сокровенным, как и сама мудрость, которая не видна, но познается. Никто до Петра не пользовался таким выражением, чтобы сказать - человек сердца».

Так какие мы на самом деле?

Каждый из нас живет двойною жизнью.

Есть человек внешней жизни, каким он представляется посторонним, и есть человек сокровенной жизни, каким он предстоит перед Богом.

Кто-то даже сказал, что в каждой личности сидят четыре человека:

тот, которого люди знают;

тот, которого близкие друзья знают;

тот, которого он сам знает,

и тот, которого Бог знает.

Эти четыре человека друг на друга большею частью мало похожи.

Человек не тот, каким он кажется не только людям, но даже и себе. Тот, которого знает и видит Бог, – это сокровенный человек без притворства, без лжи, без всякой прикрасы.

Помнится у родительского дома одна тяжелая доска, которая лежала прямо на земле, на заднем дворе. Мы, дети, иной раз подбегали к ней и с большим усилием приподнимали ее, чтобы посмотреть, что там под нею. Ах, какой ужас! Ползли во все стороны какие-то серые, отвратительные гады, и как они прятались от света! Мы скорее опускали доску, убегали подальше, а потом опять приходили посмотреть.

Пожалуй, у каждого есть такая доска в душе и в жизни. Наружная сторона ее, может быть, полированная, изящная, она нам самим нравится, и мы охотно показываем ее другим. Но есть внутренняя сторона, спрятанная, темная, которая к земле приникла и все нечистое прикрывает.

Поднять надо эту доску, пусть пропитается она насквозь светом Божиим, пусть очистится внутренность, и пусть предстанет пред Богом сокровенный человекЕму угодный, которого «грех покрыт, и в чьем духе нет лукавства» (Пс. 31:1).

Еще одно важное замечание митрополита Антония Сурожского о тщетности личных усилий на этом пути: «И еще есть в этой встрече другое. Когда Господь ее допускает, когда Он решает, что настало время, что мы созрели, что мы можем стать лицом к лицу с Ним и Его судом, с Его спасением, — встреча с Богом всегда является началом новой жизни. Но такой новой жизни, которая не обязательно является более легкой, более привлекательной, а новой в том смысле, что эта жизнь в каком-то смысле ничем не похожа на нашу обычную жизнь; это жизнь, в которой царствует правда Божия, а не правда человеческая, истина Божия, а не человеческие истиныБожие измерение, а не человеческие измерения; это новая жизнь, в которой мы должны вырасти и жить в меру Самого Христа, взять на себя ответственность за жизнь мира, так же как Христос, вместе с Ним и той же ценой, какой Христос берет эту ответственность.

Когда Иаков и Иоанн просили Его о том, чтобы сесть по правую и левую сторону Его славы, когда Он придет победителем, Он им сказал: «А готовы ли вы пить чашу, которую Я буду пить, креститься крещением, которым Я буду креститься?», то есть погрузиться, если нужно, в тот ужас, в который Я буду погружен? Об этом нам говорит и это раскрывает перед нами вся Страстная седмица.

Это первая встреча. Когда соблаговолит Господь приблизиться так, чтобы мы могли стать перед Ним, тогда начинается наша судьба, тогда перед нами встает вопрос: как я отвечу на зов Божий?.. Конечно, в теории мы все отозвались бы — мы все отзываемся — безусловным согласием, безусловной готовностью. Но на деле это не так. Да, пока мы не поставлены перед лицом испытания, пока наша вера, наша преданность не испытываются опасностью, риском — мы готовы; но когда вдруг перед нами встает испытание, мы не всегда отвечаем на него той же готовностью».

Если встреча с самим собой нас не очень устроила, если мы хотим встречи с Богом, то неизбежно встает вопрос: «А как ПОСТРОИТЬ ВНУТРЕННИЙ МИР?»

Но это уже разговор о приобретении навыка единственно подлинной жизни, об искании и обучении «хождению по путям Божиим». Тут целая школа. В ней мы узнаем о насущной потребности в чувствах добрых, об обучении противостояния злу, удивимся существованию «невидимой брани» и попытаемся принять в ней участие, в нас родится желание очнуться от сна, т.е. стать трезвенным и внимательным, а сердце откликнется на апостольский призыв «Духом пламенейте», наконец, тогда мы сможем, если Бог нам даст. приготовиться к восприятию благодати и научимся стоянию в духе подлинной новой жизни.

 

ПОМОГИ НАМ, ГОСПОДИ, НА ЭТОМ ПУТИ!

Святитель Феофан затворник ПИСЬМА О ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ. ПОУЧЕНИЯ. СОБРАНИЕ ПИСЕМ

Преподобный Никодим Святогорец НЕВИДИМАЯ БРАНЬ 

Протоиерей Владислав Свешников ОЧЕРКИ ХРИСТИАНСКОЙ ЭТИКИ