Новости Барнаульской епархии

Встреча с ближним: евангельский закон

Источник информации: Алтайская митрополия
5 Февраля 2022

Главная Евангельская заповедь, которую дает нам Сам Иисус Христос заключается в любви: «возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей душой твоей,  и всем разумением твоим. Это первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего как самого себя» (Мф. 22:37-39). Святые отцы в наставлениях о духовной жизни огромное внимание уделяли отношениям людей друг с другом, так, что дух и содержание встречи с человеком вменяется христианину в спасительную обязанность.

На практике у нас нередко возникают вопросы при оказании помощи просящим, не окажется ли она во грех нам и людям? Так, в недавней конкретной ситуации, обсуждая возникшее недоумение по поводу желания помочь при сборе крупной суммы денег на лечение и противоречивыми сведениями из общении с просящим, прихожанка Покровского собора заключила: «Это мы доброе дело искажаем и превращаем его в зло, и только  Бог всегда наше зло претворяет в благо».

И все же встают вопросы в этом важном делании христианина: Кто есть ближний для нас? Как правильно понять характер этих отношений с ближними, в чем духовная суть добрых дел? Где ищем и находим приложение своих сил на этом пути? В чем особенность социального служения верующих людей?

Вопросы эти очень важные, имеющие отношение к нашей жизни в церкви, к нашей земной и будущей жизни.

Для уяснения этих вопросов приведем две притчи.

 

ПРИТЧА О ДОБРОМ САМАРЯНИНЕ, протоиерей Олег Стеняев

 

 

Вторую евангельскую притчу о неверном управителю мы постараемся понять с пояснением ревностного православного писателя Николая Евграфовича Пестова

 

ПРИТЧА О «НЕВЕРНОМ УПРАВИТЕЛЕ» (2)

 

 

«Один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его. И, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? Дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять. Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? Господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь. Знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят. И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?» (Лк. 16, 1–12).

 

 

 

 

 

Эту притчу можно пояснить следующим рассказом.

К одному богатому раскольнику пришел его погоревший односельчанин с просьбой о помощи.

«Бог тебя наказал, – отвечал богач, и не захотел помиловать: Разве я могу быть милостивее Бога, или противиться Его воле?» – и отказался богач помочь бедняку.

На первый взгляд, раскольник рассуждал правильно: можно ли человеку быть милостивее Самого Бога? Но он забыл о приведенной выше притче о расточительном домоуправителе.

 

Эту притчу не все понимают. Должники господина – это люди, страдающие за грехи свои; каждый из нас грешен и каждый должен ГосподуКто «сто мер масла», «кто сто мер пшеницы». Всем нам при отсутствии у нас надлежащего покаяния надлежит пострадать за свои грехи, т. е. выплачивать по распискам страданиями.

Но когда мы так страдаем – в нужде, холоде, голоде, болезни и т. п., состоятельные люди, богатые материальным богатствоммогут своею помощью облегчить наши физические страдания, как бы переписать расписки со ста на «пятьдесят» или на «восемьдесят». Они не в силах вовсе устранить страдания своею помощью, т. е. разорвать «расписку», но лишь уменьшить их, т. е. облегчить страдания.

Надо было бы полагать, что господин должен был разгневаться на домоуправителя, позволившего себе незаконные действия. Но у Господа закон милосердия выше закона справедливости. Поэтому мы призваны к тому, чтобы делами милосердия облегчить страдания согрешивших, как бы переписывая их расписки на меньшие суммы выплаты господину своему.

 

Как пишет прп. Исаак Сириянин:

«Милосердие противоположно правосудию. Правосудие есть уравнивание точной меры, потому что каждому дает, чего он достиг, и при воздаянии не допускает склонения на одну сторону, или лицеприятия. А милосердие есть печаль, возбуждаемая благодатью, и ко всем сострадательно преклоняется: кто достоин зла, тому не воздает (злом), и кто достоин добра, того преисполняет с избытком».

 

 

По существу нет никаких заслуг у того, кто переписывает настоящие (не аллегорические) чужие расписки, уменьшая выплату долга. И, очевидно, также сравнительно мало заслуг и у тех, кто помогает нуждающимся лишь от избытка своего имения.

Но эта притча говорит о том, что и в последнем случае душе благотворителя будет польза за молитвы тех, кому он благодетельствует. Поэтому всем состоятельным людям надо помнить завет Господа: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители».

В притче Господь материальное богатство называет «неправедным» и «чужим» (Лк. 16, 11–12) и противопоставляет ему «истинное» и «ваше».

 

Что понимать под этими обозначениями разного вида богатства? Нужно вспомнить, что Господь в Евангелии предупреждает об опасности материального богатства: «Горе вам, богатые. Ибо вы уже получили свое утешение» (Лк. 6, 24). И «трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19, 23). Богатство Господь далее называет «маммоной», как бы кумиром, которому люди часто поклоняются, отдавая ему свои сердца.

Но вместе с тем Господь не говорил, что все богатые погибнут, и на вопрос учеников: «Кто может спастись?» – отвечал: «Человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19, 26).

 

Как известно, среди учеников Христа были и состоятельные люди – «женщины, которые служили Ему имением своим» (Лк. 8, 3), Иосиф Аримафейский и др. Среди прославленных Церковью святых также имеются люди, обладавшие большими богатствами, как например императоры и князья (св. равноапостольный Константин Великий, св. равноапостольный князь Владимир, св. княгиня Ольга и др.).

Здесь, очевидно, надо судить не по формальному признаку – наличие большого материального достатка, а по приверженности сердца христианина Богу, или – в противоположности – «маммоне». И если свои материальные ценности христианин обращает на дела милосердия, сам ведя скромную жизнь, далекую от роскоши, комфорта и расточительности для своих прихотей, то в этом случае наличие у него богатства не закрывает для него дверей Царства Небесного.

 

Об этом так пишет старец Силуан:

                                                                      «В ком живет Дух Святый, тому богатство не вредит, ибо душа его вся в Боге, от Бога изменилась и забыла свое богатство».

 

Однако всем состоятельным людям надо помнить о том, что богатство материальное является большим соблазном для души человека, против которого устаивают, по словам Господа, лишь немногие (Мф. 19, 23).

Человек должен смотреть на все материальное как на принадлежащее не ему, а только Самому Господу.

По словам прп. Варсонофия Великого, «все, что ни имеет христианин, есть Божие и общее всех христиан, и никто не имеет собственного своего» (Отв. 484). Поэтому и всякий избыток материальных благ он должен возвращать Богу в лице Его меньших братьев – всех несчастных и нуждающихся.

Чтобы яснее пояснить всю малоценность и призрачность «неправедного» (т. е. материального) богатства, Господь указывает на то, что помимо этого богатства имеется другое – «истинное», которое по праву может стать «вашим» (Лк. 16).

Здесь, очевидно, Господь говорит о душевном богатстве человека добродетелями (любовь, вера, смирение, кротость, мир души, мудрость или рассудительность и т. п.), которые даруются Господом только после подвига и по заслугам и обладание которыми перейдет и в новую, вечную жизнь в Небесном Царстве.

Нам в жизни надо бояться подражать упомянутому выше раскольнику в его немилосердии. А мы иногда думаем: «Сама себя раба бьет, коль нечисто жнет», – и обвиняем людей в том, что они сами виноваты в своих несчастиях, бедах и неудачах, и бессердечно отказываем поэтому им в помощи.

Здесь мы совершаем сразу два грехаосуждаем и проявляем немилосердие. Все люди – должники перед Богом, все страдают за свои грехи, безгрешных ангелов на земле нет. Тем не менее, все мы должны помогать, ко всем иметь милостивое сердце – у всех «переписывать расписки».

 

 

Прямая зависимость нашего спасения от наших близких указывается и в притче о талантах (Мф. 25, 14–30). В ней человек не сам приумножает таланты, а «отдает серебро (Господне) торгующим», т. е. нуждающимся (стих 27), от которых и зависит приумножить таланты.

В этих двух притчах говорится и о том, как мало заслуг мы можем приписать себе, делая добро. «Таланты» даруются нам от Господа; приумножаются они не нами, а нашими близкими, которым мы вверяем их. Это, очевидно, так же нетрудно для нас, как «переписывать» у ближних их «расписки» (2).

 

КАКИЕ ЖЕ ДЕЛА МИЛОСЕРДИЯ СУЩЕСТВУЮТ?

 

Святитель Петр (Могила)  приводит перечень дел милосердия, которые, оказывается, можно не искать, а творить ежедневно, естественно, как есть и пить, потому что Господь их посылает нам в повседневной жизни.

 

По учению св. Петра (Могила) существуют дела милосердия двоякого рода:

одни из них относятся к телу — семь дел человеколюбия,

другие к душе — семь дел человеколюбия. (4, цит. по Цыганковой Н.В.)

 

 

 

Дела милосердия, относящиеся к телу:

 

Дела милосердия, относящиеся к душе:

 

  • Дать алчущему пищу,
  • Одеть нагого
  • Посещать заключенных в темнице
  • Навещать больных
  • Ввести странного в дом свой
  • Погребать умерших

 

 

 

  • Отклонить грешника от греха и привлечь его к лучшей жизни
  • Наставить неученого и невежду
  • Подать добрый совет имеющему нужду в нем
  • Молиться Богу за ближнего своего
  • Утешить печального
  • Переносить обиды с терпением
  • Прощать погрешности, которые сделали пред нами другие

 

 

УДИВИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ДЕЛ МИЛОСЕРДИЯ

Святитель Феофан Затворник обращает наше внимание на сокрытую Премудрость Божию в неравенстве людей (3):

Итак, Бог создал неравенство «для блага людей», «ради красоты», наконец, «ради любви».

Удивительное дело – проявление милосердия, несмотря на их векторную обращенность к ближнему человеку, как к брату и другу, способно менять внутреннее состояние человека, проявившего любовь, умягчает его душу, очищает сердце, делает способным принять благодать Божию, преображающей человека.

Эту возможность  ярко иллюстрирует видеоматериал о добровольцах, совсем не церковных людях, но которые резко меняли свою жизнь после проявления человеколюбия. Это замечено людьми невоцерковленными.

 

ДОБРОВОЛЬЦЫ

Православные люди знают, что любое доброе дело мы оказываем не своими силами, а помощью Божией, но лишь  когда мы стремимся следовать за Ним. Именно поэтому мы должны научиться этому у Господа нашего, Иисуса Христа - Источника всех благ. Его Образ дает нам самые лучшие наставления. Поэтому мы обращаемся к Нему, Который «гордым противится, а смиренным подает благодать». Уже в этой русской пословице мы находим первое условие настоящих добрых дел – исполнять Божию заповедь в смирении сердца и в творении тайной молитвы. Действительно, Господь сходит на землю для помощи нам, страждущим, кротко и тихо, «яко капля каплющая на землю» (1).

 

Образ Христа призывает нас к желанию и собранности воли  в свершении дел милосердия:

 

Это Он, Спаситель, предобрый Пастырь, «заблудшие овцы понести на Себе восхотевый».

Это Он, Врач безнадежных, «немощи и болезни наши на Себе носити изволивый». 

Это Христос – «Агнче Божий, грехи всего мира взятии на Себе возжелавый».

 

 

Господь советует нам как это должно быть:

Он, «Царю мира, на престол Давидов пришедый, Царство не от мира сего являй». И мы должны быть для людей «светильниками на подсвещнике», свидетельствуя о нашей вере.

Он, «милости Подателю, милости, а не жертвы восхотевый» и мы не героическими жертвенными усилиями, а елеем милования встретим ближнего.

Христос «закон исполнити хотяй ко храму пришедый», этим мы наставляемся творить добрые дела и учиться милосердию в ограде церковной.

Служение Господа людям имеет желание и цель «человеческое естество обожити», «нас рабов греха в рабы Правды Божией сотворити», «да нас чадами Божиими Отца Небесного явить». В этих словах нам слышатся удивительные свойства деятельного проявления любви, его преображающее действие на всех, ближних и нас.

Какая для нас святая цель и какая великая возможность! Слава Тебе, Господи!

Но что делать, если нет расположения сердца? Понуждать себя. Об этом советуют старцы.

Завершая этот непростой разговор, выделим главное – церковные дела милосердия совершаются в смирении сердца ради Любви, ради этого пришел к нам Христос на землю, ради Любви и мы должны следовать за Ним. Только такое делание преобразит нас, преобразит и нашу жизнь вокруг.

 

Список источников:

  1. Акафист Сретению Господню 
  2. Притча о неверном управителе / Н.Е. Пестов. Современная практика православного благочестия. Милосердие.     
  3. Свт. Феофан Затворник мысли на каждый день года
  4. Цыганкова Н.В. О милосердии 

Материал продолжает тему ВСТРЕЧИ

перейти по ссылке ВСТРЕЧА С СОБОЙ