Новости Барнаульской епархии

XII региональные Рождественские чтения: конференция в АлтГТУ

Источник информации: Алтайская митрополия
27 Ноября 2021

26 ноября в АлтГТУ состоялись XII региональные Рождественские чтения по теме «Процессы секуляризации и судьбы современного мира» к 350-летию со дня рождения Петра I. Конференция была организована Гуманитарным институтом технического университета, Алтайской митрополией, Епархиальным отделом по делам молодежи и православным молодежным организациям Барнаульской епархии (председатель - иерей Артемий Меркулов).

В зале собрались преподаватели и студенты Технического университета и Барнаульской духовной семинарии.  

Открыл конференцию ректор АлтГТУ А.М. Марков, который подчеркнул, что особенностью Рождественских чтений, которые проводятся в Техническом университете уже в двенадцатый раз, является то, что на них говорится не о технических проблемах, а о добре, о ближнем, о любви к Родине. Затем он представил трибуну митрополиту Барнаульскому и Алтайскому Сергию, который вручил награды наиболее активным участникам Чтений. В знак благодарности за соработничество и труды во славу Божию владыка Сергий вручил медаль святителя Макария Алтайского ректору АлтГТУ А.М. Маркову; заведующему кафедрой «Философия и социология», доктору философских наук, доценту В.Ю. Инговатову; начальнику Управления внеучебной работы к.т.н. И.В. Огневу; А.А. Ермаковой. Ряд участников Чтений также были награждены благословенными грамотами и благодарственными письмами.

Владыка Сергий также обратился к участникам с приветственным словом:

– Региональные Рождественские чтения – составная часть Международных Рождественских чтений, которые состоятся в Москве, если даст Бог, в 30-й раз. Каждый раз мы обращаемся к какой-то знаменательной дате. В этот раз – к личности Петра Великого. Здесь, в техническом университете, нас всегда радушно принимают, здесь мы находим благодарную аудиторию…

Итак, сегодня Чтения посвящены 350-летию со дня рождения Петра Великого. Тема звучит так: «Секулярный мир и религиозность». Мы должны обратить внимание на те реформы, которые Петр Великий провел в тогдашней России и тем самым положил начало секуляризации страны. Это такое особое понятие, которое было вызвано к жизни в эпоху средневековья, когда научно-техническая мысль и общественное сознание стали отрываться от церковного осмысления мира и переходить в том числе на естествоведческие начала. Естествознание стало главным, религиозное участие стало просвещенными людьми отвергаться. Эти явления повлияли и на общественно-политическую жизнь. Влияние Церкви резко сокращалось на сознание людей и на развитие общества. Этот процесс называется секуляризацией, обмирщением, овеществлением духа, личности человеческой.

Технический университет имеет к этим реформам непосредственное отношение, поскольку носит имя И.И. Ползунова – человека, который олицетворяет собой эти реформы. Да и сам наш город, как все города на Алтае, был основан в ходе великих преобразований Петра.

Нам важно остановиться на термине «секулярный», что значит «светский», «мирской». В современном значении «секулярный» значит «свободный от религии». При Петре происходило изъятие и отъем церковной собственности в общественную пользу, в пользу монарха, государства. Впервые эти процессы по отъему церковных земель начались еще при Алексее Михайловиче – отце Петра I. Вместе с тем, были ли реформы Петра реформами в «секулярном» значении? Петр проводил много реформ по отношению к Церкви, но не отвергал религию как таковую. Целью его реформ было «увеличение эффективности» во взаимоотношениях Церкви и государства. Он акцент делал на социальном служении Церкви. Он хотел сделать монастыри своеобразными лазаретами по уходу за больными и увечными воинами. Современные ученые усматривают в этом непонимание Петром подлинной духовности, истинной природы Церкви и вообще духовной жизни. Но Петр даже и мысли не имел в целом насадить атеизм или уничтожать Церковь и религию в сознании русского народа. Более того, факты говорят о том, что он сам умер с покаянием, по-христиански, как русский человек, сожалея о том, что слишком много пролил крови, что приходилось ему делать по царской должности. Мы знаем, что в новообразованных городах, которые он строил, в крепостях в первую очередь возводились храмы. В Петербурге основой города стала Петропавловская крепость, а ее сердцем – Петропавловский собор. В нашем городе первый храм также был посвящен святым апостолам Петру и Павлу. Была такая подражательность в этом городу на Неве. Барнаул действительно стал плодом Петровской мысли и гения. И хотя только Бийск имеет свое начало от указа Петра Великого, а Барнаул был создан немного позже, но связь прослеживается четкая. В этом храме собирались инженеры, преподаватели, воспитанники городских училищ и вся интеллигенция. Храм святых апостолов Петра и Павла был вторым. Храм же Димитрия Ростовского, современника Петра, особо потрудившегося на ниве богословия и духовного просвещения, тоже подчеркивает, что святой Димитрий имел духовную связь и утверждал начатые Петром преобразования в России.

Эпоха Петра объявлялась эпохой безбожия и поругания Церкви, которого на самом деле не было. Поэтому нам теперь надо более внимательно изучать и оценивать эту эпоху, а главное – определять наши пути в строительстве нашего Отечества.

В завершение приветствия владыка пожелал всем интересной работы и благословения Божия.

От хора Барнаульской духовной семинарии под управлением регента иерея Димитрия Котова прозвучало музыкальное поздравление. Хор исполнил кант «Радуйся, Росско Земле!» времен Петра I, написанный по случаю победы над могущественным врагом России Карлом XII и заключения Ништадтского мира 1721 года, после чего Россия стала именоваться империей, а Петр стал именоваться отцом Отечества и великим императором. Был также исполнен воскресный тропарь. Прозвучал также в записи гимн студенчества «Гаудеамус».

С докладом «Постсекулярная религиозность как эсхатологическая проблема» выступил д.ф.н., доцент В.Ю. Инговатов:

– Какой должна быть Россия: великой или святой? Конечно разумный человек скажет, что нужен симбиоз того и другого. Но наша история сложная, иногда святость приносили в жертву величию, а иногда величие оказывалось симулякром.

Модерном характеризуются периоды нашей истории, когда нужны были серьезные глубинные трансформации общества, государства. Первым опытом модерна стали реформы Петра Первого, вторым модерном – советский проект. Сейчас мы оказалось в новом историческом измерении, когда приходится задумываться над тем, что делать с современной Россией. Наша нынешняя Россия есть отрицание советского модерна. В советском проекте была идея квазирелигии. То была идея построения земного рая. Верующие были и там.

Не могут не поражать резкие перемены, которые происходят в нашей стране. Один XX век показал, что мы можем радикально отказываться от модерна Петра Первого, чем и был Октябрьский переворот, с другой стороны случился 1991 год, когда произошел отказ уже от советского модерна. Петр ставил задачу сделать Россию настоящей европейской державой. Его модернизацияне касалось духовного содержания России. Петр понимал, что у России свой специфический духовный код, который заключается в Православии. Он продвигал в России западные технологии и изобретения. И в этом плане его реформы были успешными. Советский проект предлагал и внедрял иные духовные основы.

Надо отметить, что окончательная секуляризация еще не состоялась. Окончательная секуляризация будет означать, что самосознание человека достигнет той стадии развития, когда невозможно будет ссылаться на что-то абсолютное и святое. И вот тогда наступит эпоха постсекуляризации. Это своего рода также симуляция религии, связанная с тем, что после утверждения Ницше о том, что «Бог умер» приходит некий «сверхчеловек». Происходит тотальный отказ от каких-либо авторитетов. Любой носитель этой квазирелигии сам себе авторитет. Нет ни религии, ни науки – вообще ничего. Каждый сам определяет горизонт собственного бытия. В постсекулярном мире святого нет ничего. Все подвергается осмеянию. Происходит расчеловечивание человека: «Бога нет – все позволено».

Когда человек убежден, что нет ничего святого, то он вообще ничего не боится. А если нет страха Божия, то нет и любви. Становится невозможным эсхатологическое преображение бытия. Нет возможности обоживания человека. Ведь человек может совершенствоваться, только имея перед собой идеал в лице Творца и подражая Ему. Ведь Бог стал человеком для того, чтобы человек мог стать богом, возвыситься и прийти к своему Основателю, Создателю.

Подводя итог, следует сказать, что, изучая исторический опыт, мы можем избежать ложных соблазнов и ложных надежд в этом мире, в котором ощущения эсхатологической перспективы оказались чрезвычайно остры, потому что с могуществом техники особенно проявляется внутренняя слабость человека. Он может преобразовывать природу, но он не способен преобразовать себя.

Прозвучали также доклады к.т.н. начальника Управления внеучебной работы И.В. Огнева «“Юности честное зерцало” современной России – о решениях III Всероссийского семинара-совещания по воспитательной работе с обучающимися образовательных организаций высшего образования»; к.и.н. О.В. Степановой «Идея регулярного государства и его восприятие в России в эпоху петровских реформ»; к.и.н. О.А. Литвиновой «Петр I и идея общего блага»; к.филол.н. О.В. Тисковой «“Славянороссийский язык” и “гражданское посредственное наречие”: формирование литературного языка нового типа в 1-й четверти XVIII века»; А.А. Мухиной «Эпоха Петра Великого в художественной литературе».

Прозвучал также ряд сообщений студентов БДС. Монах Мартин (Шапоренко) прочитал доклад «Храм Казанской иконы Божией Матери: история и современность»; Александр Стуров (1 курс) – «Десятилетие первого выпуска Центра подготовки церковных специалистов при БДС»; Антон Сафонов (1 курс) – «Отражение духовно-нравственного образа адмирала Федора Ушакова в иконах Алтайского края»; Андрей Комаров (1 курс) – «История строительства Александро-Невского собора г. Барнаула».

Владимир Клименко