Новости Барнаульской епархии

Почему мы молимся «Пресвятая Богородица, спаси нас!»

Источник информации: Алтайская митрополия
14 Октября 2021

https://cs1.livemaster.ru/storage/c9/5b/58ad9f0db587c32eeb8074739fyr--kartiny-i-panno-kartina-maslom-pokrova.jpg

Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли

Вот и наступил всеми любимый праздник - Покров Пресвятой Богородицы. С ним народ связывал и духовные чаяния, и пытался увидеть «знамения», т.е. приметы, прогнозирующие характер зимы. Но для православных христиан важнее другое  - история и содержание праздникасмыслы, заложенные в иконографии праздничной иконы, рассказы о попечении Богородицы о людях.

Но существует такой вопрос о нашем общении с Небесной Покровительницей, на который не каждый воцерковленный человек ответит. Все мы знаем, что к Богородице мы можем молитвенно обращаться, как и к Спасителю: «Спаси нас!». Почему? Наша Заступница является Со-Спасительницей или это всего лишь поэтическая гипербола?

Ответ на этот вопрос и о празднике мы найдем в предлагаемом материале.

Со­дер­жа­ние празд­ни­ка

Ос­но­ву Празд­но­ва­ния По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы со­став­ля­ет со­бы­тие, про­изо­шед­шее в Кон­стан­ти­но­по­ле в на­ча­ле X ве­ка, при им­пе­ра­то­ре Льве Фило­со­фе.

Как из­вест­но, в тот ис­то­ри­че­ский пе­ри­од Ви­зан­тия пре­бы­ва­ла в бед­ствен­ном со­сто­я­нии: де­мо­ра­ли­зо­ван­ный цар­ский двор раз­ди­рал­ся внут­рен­ни­ми ин­три­га­ми, пе­ри­о­ди­че­ски воз­ни­кав­ши­ми за­го­во­ра­ми; мно­гие зем­ли ко­гда-то бо­га­той им­пе­рии на­хо­ди­лись под вла­ды­че­ством ма­го­ме­тан.

Ра­зо­ре­ние гро­зи­ло са­мой Ви­зан­тий­ской сто­ли­це – Кон­стан­ти­но­по­лю. По­ло­же­ние усу­губ­ля­лось слож­но­стью вза­и­мо­от­но­ше­ний меж­ду цер­ков­ной и свет­ской иерар­хи­я­ми. Всё это не мог­ло не от­ра­жать­ся на об­щем ре­ли­ги­оз­но-нрав­ствен­ном со­сто­я­нии граж­дан.

Во вре­мя од­но­го из на­ше­ствий вра­га жи­те­ли гра­да, не на­де­ясь все­це­ло на кре­пость обо­ро­ни­тель­ных стен и мощь во­ин­ско­го гар­ни­зо­на, пре­бы­ва­ли в со­сто­я­нии ужа­са. Мно­гие граж­дане бы­ли близ­ки к от­ча­я­нию. И вот на­род, ища за­ступ­ни­че­ства у Бо­га, со­брал­ся на все­нощ­ное бде­ние во Влахерн­ский храм, где в то вре­мя хра­ни­лась ве­ли­чай­шая хри­сти­ан­ская свя­ты­ня – ри­за Бо­жьей Ма­те­ри. Сре­ди при­сут­ство­вав­ших на бо­го­слу­же­нии бы­ли царь и ца­ри­ца, цар­ские са­нов­ни­ки, мно­же­ство раз­но­чин­ных лю­дей.

Меж­ду со­брав­ши­ми­ся в хра­ме был и бла­жен­ный Ан­дрей Хри­ста ра­ди юро­ди­вый. В свое вре­мя, дви­жи­мый Про­мыс­лом Бо­жьим, он при­нял по­двиг юрод­ства. Бро­дя по ули­цам в рва­ном ру­би­ще, бо­сым, с ви­дом по­ме­шан­но­го, он тер­пел от лю­дей уни­же­ния, оскорб­ле­ния, тыч­ки. Меж­ду тем в очах Бо­жьих он был пра­вед­ным, свя­тым. За вер­ность и рев­ность Гос­подь на­гра­дил его да­ром про­зор­ли­во­сти. На про­тя­же­нии слу­же­ния Бо­гу бла­жен­ный Ан­дрей не раз удо­ста­и­вал­ся От­кро­ве­ний. На этот раз Гос­подь спо­до­бил его стать сви­де­те­лем сла­вы Небес­ной Ца­ри­цы.

Во вре­мя бо­го­слу­же­ния, к изум­ле­нию со­брав­ших­ся, Ан­дрей, вдруг, узрел свод хра­ма от­вер­стым. В вы­со­те, пря­мо на воз­ду­хе, в окру­же­нии ан­ге­лов, апо­сто­лов, про­ро­ков сто­я­ла Небес­ная За­ступ­ни­ца, Сте­на Непо­бе­ди­мая (Песн.8:10), Са­ма Бо­жья Ма­терь. Она мо­ли­лась за Свой на­род, по­кры­ва­ла при­сут­ство­вав­ших омо­фо­ром (ма­фо­ри­ем). Оше­лом­лен­ный ви­де­ни­ем, Ан­дрей об­ра­тил­ся к на­хо­див­ше­му­ся воз­ле него уче­ни­ку, Епи­фа­нию, спро­сив его, ви­дит ли и он Небес­ную Вла­ды­чи­цу, хо­да­тай­ству­ю­щую за лю­дей. Тот от­ве­тил, что ви­дит.

Сре­ди бо­го­моль­цев про­изо­шло ожив­ле­ние. Ра­зу­мея слу­чив­ше­е­ся, лю­ди рас­це­ни­ли яв­ле­ние как знак бла­го­во­ле­ния Бо­га к хра­му и го­ро­ду, окреп­ли ду­хом, утвер­ди­лись в на­деж­де, что по пред­ста­тель­ству и по­кро­ви­тель­ству Бо­го­ро­ди­цы, Он от­вра­тит от них бед­ствие, про­го­нит вра­га. Так и про­изо­шло. Враг был по­беж­дён, го­род спа­сён от раз­гро­ма, а жи­те­ли – от на­си­лия, ра­зо­ре­ния.

Со вре­ме­нем в па­мять об этом зна­ме­на­тель­ном со­бы­тии, про­изо­шед­шем 1 ок­тяб­ря, был уста­нов­лен тор­же­ствен­ный Празд­ник По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

Ко­гда имен­но он по­лу­чил утвер­жде­ние и рас­про­стра­не­ние в Церк­ви, ска­зать труд­но. До­стой­но упо­ми­на­ния, что сре­ди гре­че­ских ве­ру­ю­щих дол­гое вре­мя он не поль­зо­вал­ся ши­ро­кой из­вест­но­стью. Ве­ро­ят­но, это об­сто­я­тель­ство бы­ло вы­зва­но сму­та­ми, по­тря­сав­ши­ми цар­ский и пат­ри­ар­ший пре­сто­лы. Есть ос­но­ва­ния по­ла­гать, что сво­им рас­про­стра­не­ни­ем Празд­ник обя­зан да­же и не Гре­ции, а Пра­во­слав­ной Ру­си. По Про­мыс­лу Бо­жье­му он был при­чис­лен к раз­ря­ду ве­ли­ких не дву­на­де­ся­тых Празд­ни­ков Церк­ви.

Как Матерь Бога (по человеческому естеству), как человек, превосходящая всех прочих людей Своей святостью, нравственной чистотой (за исключением Христа), превосходящий Своею Небесною славой даже и самые высшие ангельские чины, Богородица имеет особое дерзновение ко Господу (в том числе как Ходатаица за людей).

В молитвенном воззвании к Божьей Матери «Спаси нас!» глагол «спасать» подразумевает смысловую близость со словом «спасение», понимаемом не в исключительном сотериологическом значении, но в другом.

В исключительном смысле Спасителем именуется ГосподьИменно Он спас людей, воплотившись, преподав им учение веры, пример добродетельной жизни, добровольно принеся Себя в Искупительную Жертву, победив ад, проложив путь в Небесные селения, создав Церковь. В этом понимании ни Богородица, ни кто-либо другой из людей не является Его Со-Спасителем.

Вместе с тем, о каждом истинном христианине говорится как об активно стремящемся ко спасению. В этом смысле под спасением подразумевается положительный результат всех его действий (также помыслов, мыслей, желаний), направленных на единение с Богом и Его святыми, богоуподобление и наследование Царства Небесного (что значит, достигнуть спасения).

Кроме того спасением, как процессом, осуществляемым стараниями верующего при посредстве Божественной благодати, могут именоваться сами действия, в их совокупности. Мы обращаемся к Богородице «спаси нас!» или когда призываем Её помочь в избавлении от конкретных текущих (либо возможных) бед, напастей, опасностей (в том числе со стороны диавола), в ограждении от конкретных ошибок и заблуждений, грехов; или же когда просим общего содействия в достижении спасения (понимаемого во втором из выше приведенных значений).

Таким образом, в силу Её сугубого обожения и очевидной определённости как Предстательницы за человеческий род перед Своим сыном Иисусом Христом, мы можем обращаться к Богородице о спасении своей души, но имея правильное представление о том, что Она достигла этого не по естеству, а по благодати, причастности к Богу.

Иными словами, молитвенное обращение к Пресвятой Богородице «спаси нас» может означать прошение об избавлении или ограждении от опасности. Под опасностью же могут подразумеваться различные угрозы.

Во-первых, опасности могут носить религиозный характер: опасность не исполнить какую-то норму Божьего закона, опасность в борьбе с силами зла, наконец, опасность уклонения от жизни во Христе.

Во-вторых, под опасностями могут подразумеваться угрозы, не связанные напрямую с христианскою деятельностью. Откликаясь на наши молитвы, Богородица, как Пренепорочная Матерь Христа, может помочь нам ходатайством, а может проявить Свою силу и власть как Небесная Царица, например, послать в помощь молящемуся ангелов.

В‑третьих, в силу Её сугубого обожения и очевидной определённости как Предстательницы за человеческий род перед Своим сыном Иисусом Христом, мы можем обращаться к Богородице о спасении своей души, но имея правильное представление о том, что Она достигла этого не по естеству, а по благодати, причастности к Богу.

В‑четвертых, это не единственная форма молитвенного обращения к Богородице о заступничестве, например, употребляется и такие: “Моли Сына Твоего и Бога нашего”, [Христа] моли о душах наших, “…Бога рождши Истиннаго. Того моли спастися душам нашим”.

https://culturavrn.ru/datas/users/pocrov2max_1.jpg

Величание Покрову Пресвятой Богородицы

Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / и чтим Покров Твой честный, /
Тя бо виде святый Андрей на воздусе, / за ны Христу молящуюся.

Тропарь Покрову Пресвятой Богородицы

Днесь благовернии людие /
светло празднуем, / осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, /
и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: /
покрый нас честным Твоим Покровом/ и избави нас от всякаго зла, /
молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, / спасти души наша.

ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ НАС!