Новости Барнаульской епархии

Лазарева суббота

Источник информации: Алтайская митрополия
24 Апреля 2021

6-я неделя Великого поста называется неделей Ваий, Цветоносной и Цветною от ветвей, с которыми Церковь воспоминает царский вход Иисуса Христа в Иерусалим, встреченного народом еврейским с вайями и ветвями.В суб­бо­ту сед­ми­цы Ва­ий Цер­ковь вос­по­ми­на­ет чу­до вос­кре­ше­ния Ла­за­ря, по­это­му суб­бо­та на­зы­ва­ет­ся Ла­зо­ре­вой. Вос­кре­ше­ние Ла­за­ря Цер­ковь про­слав­ля­ет как до­ка­за­тель­ство Бо­же­ствен­ной си­лы Иису­са Хри­ста и как удо­сто­ве­ре­ние в вос­кре­се­нии Хри­ста и в об­щем вос­кре­се­нии всех умер­ших, что и вы­ра­жа­ет­ся в тро­па­ре празд­ни­ка (глас 1-й): «Об­щее вос­кре­се­ние преж­де Тво­ея стра­сти уве­ряя, (т.е. удо­сто­ве­ряя), из мерт­вых воз­двигл еси Ла­за­ря, Хри­сте Бо­же. Тем­же и мы, яко от­ро­цы (ев­рей­ские) по­бе­ды зна­ме­ния но­ся­ще. Те­бе по­бе­ди­те­лю смер­ти во­пи­ем: осан­на в выш­них, бла­го­сло­вен гря­дый во имя Гос­подне».

В Покровском кафедральном соборе, 24 апреля, прошла Божественная Литургия,  которую совершил иерей Сергий Беляев,  протоиерей Максим Спиненко, иерей Александр Микушин,  в сослужении диакона Василия Петрова.

В праздник Лазаревой субботы святая Церковь предлагает нам читать Евангелие о воскрешении Лазаря от Иоанна 11:1-45 (зач. 39). Известный миссионер современного нам времени протоиерей Олег Стеняев читает и комментирует этот отрывок дня из Евангелия. Мы даем вам стенографическую запись этой беседы, которая может быть окажется нужной для слабослышащих и глухих людей, а также тем, кто больше зрительно усваивает текст, нежели воспринимает его на слух. Кроме того, это может быть полезной для любящих более подробно знакомиться со святым наследием мы в гиперссылках даем комментарии Отцов Церкви на используемые священником выражения из Святого Писания.

ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ. Лазарева суббота. Протоиерей Олег Стеняев

Слово пастыря:

События Лазаревой субботы предваряют события входа Господня в Иерусалим.

1 Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра её.

2 Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими.

3 Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен.

4 Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через неё Сын Божий.

Надо сказать, что сестры Марфа и Мария преобразуют две добродетели христианского служения. Мария преобразует добродетель созерцательного служения Богу, Марфа – деятельного служения Богу. Редко бывает так, что в жизни одного человека сочетается и созерцательная, и деятельная добродетели. Чаще человек в своей жизни выражает одну из этих добродетелей.

Итак, услышав о том, что Лазарь болен, Христос говорит, что эта болезнь не к смерти, но к славе Божией. О чем это?

 Существует устоявшаяся точка зрения, что болезнь может быть за грехи, болезнь может быть к смерти и болезнь может быть к славе Божией.

  • Болезнь за грехи – как бы форма очищения заболевшего, потому что в Писании сказано, что страдающий плотию перестает грешить (1 Пет. 4:1и именно в болезни человек произносит особенно горячие, пламенные покаянные молитвы перед Богом;
  • бывает болезнь за грехи родителей – об этом тоже говорится в Святом Писании;
  • болезнь к смерти – это когда человеку надлежит умереть, но Господь не хочет, чтобы это произошло как-то неожиданно для самого человека, и Он посылает ему сначала недуг, болезнь, через нее ослабляются все связи плотского характера и душа умирающего приготовляется к встрече с Господом;
  • болезнь к славе Божией – это когда человек в своих недугах переживает высоту духовного подъема; верующие люди воспринимают любой недуг, любую болезнь как нечто, что они получают от Самого Бога и они духовно возрастают в таком состоянии. 

5 Иисус же любил Марфу и сестру её и Лазаря.

Эта семья Лазаря и его сестер, дом в Вифании, это был дом, где любил Христос останавливаться. Эти люди особенным образом были преданы Ему.

6 Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился.

Почему Он пробыл два дня? Как бы ожидая развития этой ситуации.

7 После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею.

8 Ученики сказали Ему: Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?

Т.е. ситуация в Иудее накалилась и ученики не без оснований опасаются за Христа.

9 Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего;

10 а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним.

11 Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его.

Христос Сам есть Свет, и Он есть тот Свет о котором сказано, что Он Свет во тьме светится и тьма его не может объять (Ин. 1:5). Но Христос есть Свет и в том смысле, что Он проницает тьму неведения будущего: Он знает, зачем и для чего Он возвращается в Иудею и что Его там ожидает.

Такими словами Он утешает Своих учеников и посвящает их в предстоящую тайну воскрешения Лазаря.

Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его.

12 Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет.

Казалось бы, логичнее тут поставить слово «проснется». Почему ученики говорят так, как они говорят? Они так говорят, потому что недуг иногда бывает препятствием для сна, когда человек в беспокойстве болезни никак не может уснуть, а если он засыпает, то это признак того, что ему стало легче, может быть он идет на поправку и поэтому они говорят: если уснул, то выздоровеет.

13 Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном.

Здесь возникает вопрос: почему Христос думал о смерти как о сне? На самом деле это является правомочным, т.к. смерть не является чем-то окончательным в жизни человека и по смерти человека ожидает воскресение как некое чудесное пробуждение от Бога.

14 Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер;

15 и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему.

Тут раскрывается причина того, почему Он помедлил с приходом. Т.е. для учеников было важным видеть воскрешение Лазаря, ведь на грядущей седмице предстояла смерть Самого Христа Спасителя.

Но, став свидетелями воскрешения Лазаря, они понимали, что Христос есть тот, Которому принадлежало и начало и конец, Он есть альфа и омега (Откр. 1:8), первый и последний, подлинный смысл человеческой истории в целом и жизни каждого человека в отдельности. И Христос хочет ввести их в эту радость чудесного воскрешения Лазаря, чтобы когда они увидят Самого Христа, умершим на кресте, они бы с надеждой ожидали Его воскресения.

15 и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему.

16 Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним.

Почему Фома так говорит? Потому что была угроза, по возвращении в Иудею, что на Христа и Его учеников могут напасть. 

17 Иисус, придя, нашёл, что он уже четыре дня в гробе.

18 Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати;

19 и многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их.

В Писании сказано, что лучше дом плача, чем дом веселия (Еккл. 7:2), и в иудаизме есть три основных добродетели, как это понималось в то время. Это - заниматься сватовством, что можно было делать даже в субботу; навещать больных, что тоже можно было делать даже в субботу; хоронить умерших, и это тоже можно было делать в субботу.

Вот по этому заведенному правилу иудеи пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их. Обычно, когда начинались траурные мероприятия, то прежде всего переворачивали кровать покойника, потом читали книгу Иова и собирались на общественную молитву - миньян (миньян – группа из 10 взрослых мужчин в иудаизме, собирающихся на общественную молитву), чтобы 10 или больше человек читали молитвы в память об усопшем и утешали бы его родных и близких.

Но что может нам дать человеческое утешение, когда смерть необратимой реальностью становится перед каждым из нас? Поэтому,

20 Марфа, услышав, что идёт Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома.

Марфа спешит к Иисусу, Иисус уже воскрешал мертвых, творил другие чудеса.

21 Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.

Т.е. у нее есть полная уверенность, что Христос мог бы исцелить Лазаря.

22 Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог.

23 Иисус говорит ей: воскреснет брат твой.

Сам Христос является Источником Жизни, Он - Жизнодавец. Иисус Христос – это Сын Божий; это Бог, одно из имен, Которого – Сущий (Яхве Иегова), т.е. самодостаточный.

Отличие Сущего Бога от   существующих тварей: все существующее существует относительно чего-то, отключи у нас воду, воздух, пищу – и наше существование прекращается. Но Бог Сущий в том смысле, что Он самодостаточный и о Нем сказано в Библии, что мы Им живем, движемся и существуем (Деян. 17:28). И когда Иисус сказал ей: воскреснет брат твой, то Марфа сказала:

24 Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день.

Она здесь обращает внимание Христа на то, что она верит в воскресение Христа, которое произойдет в последний день, имеется в виду день незакатный, день Господенькак он называется в Библии, который начавшись, уже никогда не прекратится.

25 Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт.

26 И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрёт вовек. Веришь ли сему?

Что могут означать слова: «всякий, живущий и верующий в Меня, не умрёт вовек»? Имеется в виду, что для верующего человека смерть не является чем-то трагическим, абсолютно безъисходным. Как апостол Павел восклицает: для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение (Фил. 1:21). И когда для верующего человека гаснет сияние этой жизни, то он входит во свет Христов. Вот это имел в виду, когда Христос говорил, что «живущий и верующий в Меня, не умрёт вовек».

 Веришь ли сему?

27 Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир.

Когда подобное исповедование произносит апостол Петр,  Христос говорит ему: не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на Небесах (Мф. 16:17). Это означает, что и к сердцу Марфы прикоснулся Бог-Отец, Своею благодатью и открыл ей тайну о Богочеловечестве Своего Сына  Христа Иисуса.

28 Сказав это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя.

29 Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему.

30 Иисус ещё не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа.

31 Иудеи, которые были с нею в доме и утешали её, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла на гроб — плакать там.

Плакать на гробе или близ его – это была одна из мицвот (мицва - перечень религиозных предписаний) в иудаизме того времени и чтобы ее исполнить точно, то даже слезы собирали в некую скляницу и клали в гроб умершего или зарывали перед входом в этот гроб, а гробом в те времена служили пещеры.

32 Мария же, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.

33 Иисус, когда увидел её плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился

34 и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри.

Христос воскорбел духом не потому что Он не может остановить смерть, Он воскорбел духом о нашей человеческой неспособности преодолеть или даже принять факт смерти наших ближних.

Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри.

35 Иисус прослезился.

Почему Он прослезился? Он оплакивает нашу беспомощность перед лицом смерти, Он переживает за нас. Еще в Ветхом Завете было сказано, что Бог не хочет смерти грешного (Иез. 33:11). И более того, в Ветхом Завете сказано, что Бог не хочет смерти умирающего (Иез. 18:32). Эти слезы Иисуса, с одной стороны, - это исполнение принципа, что надо оплакивать усопших, а Христос исполнял Закон во всех его тонкостях и деталях, с другой стороны – это скорбь за нашу беспомощность. Как падение ребенка на улице может умилить нас до слез, потому что он еле ходит, он не способен к самостоятельным действиям, и мы переживаем и волнуемся за него.

35 Иисус прослезился.

36 Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его.

37 А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?

38 Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней.

39 Иисус говорит: отнимите камень.

По понятиям того времени камень можно было отвалить только через год. В жарком климате тело разлагалось, оставались только кости, их обтирали маслом и вином и складывали в специальном аксессуаре. А здесь только четвертый день? Иисус говорит: «отнимите камень».

«Да, вы оплакали мертвого; да, вы обмыли его; да, вы положили во гроб  умершего. Отнимите теперь камень, который вы приложили ко гробу; вы сделали все, что смогли сделать со своей стороны, теперь предоставьте место действию Бога» - как бы говорит Он.

Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе.

40 Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?

41 Итак, отняли камень от пещеры, где лежал умерший.

И мы представляем, как они, отвалив камень, они быстро отбегают, опасаясь зловония этого сладковатого запаха, потому чтобы четвертый день. 

41 Итак, отняли камень от пещеры, где лежал умерший.

Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня.

42 Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня.

43 Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон.

Кто говорит: «Лазарь! иди вон»? Это говорит То, Логос-Слово, Которое говорит: Да будет свет и стал свет! (Быт. 1:3Да будет твердь и стала твердь! (Быт. 1:6Бог-Слово, Христос говорит: Лазарь! Иди вон

44 И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком.

Здесь все непостижимо и необъяснимо: как может выйти мертвый, как может выйти обвязанный по рукам и ногам, с закрытым лицом? Это чудо во всех отношениях. Но это чудо воскрешения Лазаря, которое вдыхает надежду в наши сердца и ученики Христа были свидетелями этого чуда, и теперь, когда они увидят Его мертвым на кресте, буквально на следующей неделе, они будут думать о том, Кто Сам воскрешал из мертвых, может ли Он силой ипостасного Божества по воле Отца Небесного действием Святаго Духа восстать из гроба?

Иисус говорит им: развяжите его, пусть идёт.

Это подтверждает чудо: он вышел будучи обвязан по рукам и ногам, но теперь он – обычный человек и Христос говорит, развяжите его и пусть идет, а он уже восстал, он уже вышел из пещеры. Здесь одно чудо сопровождает другое.

45 Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него.

Это событие Лазаревой субботы предваряет вход Господень в Иерусалим. Молва об этом чуде воскрешения четырехдневного покойника разнесется быстро, ибо Вифания рядом с Иерусалимом, и толпы людей выйдут встречать Его. С пальмовыми ветвями в руках, они будут постилась свои одежды, они будут приветствовать Его как Пророка, и как Царя, Который преодолел смерть, в жизни своего друга, воскресив его из мертвых.  

Но как это будет происходить, и какое духовное значение имеет вход Господень в Иерусалим мы будем говорить в следующий раз, если будем живы и Господь позволит нам.