Новости Волгоградской митрополии

Владыка Федор после богослужения в Пантелеимоновском храме рассказал о смысле молитвы преподобного Ефрема Сирина

5 Апреля 2019

5 апреля 2019 года, митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме великомученика Пантелеимона в Тракторозаводском районе. Его Высокопреосвященсвту сослужили благочинный приходов Тракторозаводского района иерей Олег Иващенко, настоятель прихода протоиерей Виталий Куледин и протоиерей Владислав Сидоренко.

После богослужения Владыка обратился с проповедью к прихожанам, в которой с отеческой любовью напомнил о смысле молитвы преподобного Ефрема Сирина, которая входит в великопостные молитвенные правила.

«Мы учимся угождать и служить Богу. Давайте стараться делать так, чтобы наши дела, поступки и слова были благоугодны Ему. В этом делании Святая Церковь предлагает ко вниманию молитву святого Ефрема Сирина, которую мы произносим не только в храме, но и на утренней и вечерней молитве. «Господи и Владыко живота моего, Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». Святой сирийский отец считает, что эти страсти основа греховной сути каждого человека. «Не даждь» здесь означает – отврати, отними от меня дух праздности. А праздность – мать всех пороков. Если землю не возделывать, то на ней не вырастет ничего доброго, она покроется сорняками и превратится в твердую и жесткую целину. Сердце наше также, если не будет духовно возделываемо, то его одолеют страсти, а душа ожесточится и сделается тверже камня. Уныние следует за праздностью. Человек праздный всегда в поисках утешения – в еде ли, в ненужном общении ли и другом. Душа по природе бесконечна и не может до конца насытиться никакой страстью, придет момент тяжкого духовного состояния – уныния. По существу, это отречение от Бога. Человек забывает зачем живет, забывает о Господе Иисусе Христе и Его заповедях, и о том, что в Нем одном мы полагаем смысл жизни и спасения».

Затем Владыка напомнил о любоначалии. Денница был обуреваем любоначалием, объявив войну Богу, желая властвовать на небе: «Вот и мы так любим командовать, указывать и осуждать, что гибельно сказывается на душе. Любовь к начальству нужно искоренять из своего сердца. Вспомним святых отцов – Феодора Студита и Сергия Радонежского, которые бежали от власти, как от огня геенского.  Их умоляли братья стать над ними начальниками, видев в них действие святого духа. Они по смирению только принимали на себя все ответственейшие служения, — подчеркнул Его Высокопреосвященство.  — Преподобный отец просит отнять от него страсти. Но в то же время он просит подать ему духовную основу для изменения своей жизни и созидания ее в вечности. «Дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви, даруй мне, рабу Твоему». Он говорит, что лучше повиноваться воле Божией, чем быть слугой дьявола. Храня целомудрие, человек всецело созидается для Христа, не разделяя себя никакими  страстями. Смиренномудрие – это основа восприятия смысла жизни и соединения со Христом. Потому, что только смиренная мысль может воспринять бесконечное учение о Божественной Любви, а мысль гордая никогда не позволит этого сделать. «В терпении вашем стяжите души ваши» — говорит Господь. От терпения рождается постоянство, от постоянства – опытность, от неё – совершенство. К чему и призывает нас Человеколюбивый Господь – будьте совершенны, яко Отец Ваш Небесный Совершен есть. Как венец всех добродетелей испрашивает преподобный Ефрем дух любви. Той самой жертвенной любви, которая не ищет своего, а угождает ближнему, а через него Богу. Любовь никогда не мыслит злого, а всегда радуется и за всё благодарит. Эта любовь ищет только одного – жертвы. Вот и мы должны учиться жертвовать тем, что для нас ценно и дорого – своим мнением, своим временем, своим отдыхом, не говоря уже о материальных благах. И заканчивает эту молитву преподобный Ефрем просьбой подать видение своих грехов и не замечать несовершенства ближнего. «Господи, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего», потому, что если, работая на своем винограднике, буду смотреть вокруг, как другие плохо трудятся, то останусь без всходов. И Великий Виноградарь Христос спросит с меня почему я не принес Ему необходимые плоды. Это плоды Духа Святого, которые должны были произрасти на земле моего сердца. Будем внимать этим словам каждый день и преклонять не только колена, но и сердце, чтобы быть единым целым со Христом и в жизни земной и в жизни будущего века».

Фото: Василий Бочков

Фото: Василий Бочков
Фото: Василий Бочков
Фото: Василий Бочков
Фото: Василий Бочков
Фото: Василий Бочков
Фото: Василий Бочков
Фото: Василий Бочков
Фото: Василий Бочков
Фото: Василий Бочков
Фото: Василий Бочков
Фото: Василий Бочков
Фото: Василий Бочков
Фото: Василий Бочков
Владыка Федор после богослужения в Пантелеимоновском храме рассказал о смысле молитвы преподобного Ефрема Сирина