Новости Волгоградской митрополии

25 октября Церковь чтит Иерусалимскую икону Божией Матери

25 Октября 2023

По благочестивому Преданию Церкви, некоторые из древних чудотворных образов Божией Матери были написаны первым иконописцем, святым апостолом и евангелистом Лукой еще во время земной жизни Приснодевы. К их числу относят Владимирскую, Смоленскую и другие иконы. Считается, что образ Иерусалимской иконы был написан тоже апостолом Лукой, причем произошло это на Святой Земле, в Гефсимании, на пятнадцатый год по вознесении Спасителя на небо.

При византийском императоре Льве Великом (457—474) Иерусалимская икона была перенесена в Константинополь и помещена в храме Богоматери, именуемом «Пигий», то есть «Источник». При императоре Ираклии (575—641) город осадили скифы, он не был взят лишь благодаря всенародной молитве перед этой иконой. В память о таком чуде образ перенесли в один из главных храмов Византии — Влахернскую церковь, где он и оставался в течение почти трех столетий.

В начале Х века Иерусалимская икона попала в крымский город Херсонес, откуда князь Владимир Святой взял икону в Киев. Когда же вслед за киевлянами святое крещение и обращение в христианство приняли новгородцы, князь послал сей образ им в напутствие. Ведь «Одигитрия» и означает «Путеводительница».

Более четырехсот лет образ Богородицы пребывал в Софийском соборе Великого Новгорода. Его почитанием здесь обусловлена особая любовь к Иерусалимской иконе во многих градах и весях Русского Севера.

В 1571 году царь Иван IV Грозный перенес образ в Московский Успенский собор.

Во время нашествия Наполеона в 1812 году подлинная икона исчезла, но ее заменили точным списком.

По материалам сайта Православие.ру

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иерусалимской», глас 4

Богора?дованная Влады?чице,/ препросла?вленная Ма?ти Щедро?т и человеколю?бия,/ всеми?лостивая о всем ми?ре Хода?таице!/ Приле?жно раби? Твои? ко Твоему? предста?тельству прибега?ем,/ и ко пречу?дному о?бразу Твоему? со умиле?нием припа?дающе мо?лимся:/ моли?тву те?плую Сы?ну Твоему? и Бо?гу на?шему сотвори?,/ о Всепе?тая Цари?це Богоро?дице,/ да от вся?ких боле?зней и печа?лей нас Тебе? ра?ди изба?вит,/ и от грехо?в вся?ких свободи?в,/ Ца?рствия Своего? Небе?снаго насле?дники ны пока?жет:/ ве?лие бо и неизрече?нное я?ко Ма?ти к Нему? дерзнове?ние и?маши,/ и вся от Него? испроси?ти мо?жеши,// Еди?на во ве?ки преблагослове?нная.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иерусалимской», глас 5

Не отри?ни, о Милосе?рдая Ма?ти,/ слез и воздыха?ний на?ших,/ но проше?ния на?ша ми?лостивно прии?мши,/ пред Иерусали?мскою ико?ною Твое?ю/ моля?щихся люде?й ве?ру укрепи?,/ умиле?нием сердца? их испо?лни,/ и крест земна?го жития? нести? им помози?,// ели?ка бо хо?щеши мо?жеши.